Звенев, В. Ударная задача по переподготовке учительства на Мурманской ж.д. // Вестник Мурмана – 1924. - № 22. – С. 8-10.

ВЕСТНИК № 22 ( 74 ). Ударная задача по переподготовке учитедьетва наМурманскойж. д. Учебный год заканчивается, наступает летнее, время— н вместе с этим перед Отделом Просвещения стоит ряд оче­ редных, серьезнейших задач: учета проделанной за год ра­ боты, широкой кампании по переподготовке учительства, организации колоний для находящихся в детдомах сироти наиболее слабосильных детей, проведения летнего ремонта зданий, подробной разработки плана следующего учебного года по Соцвосу, Профобру и Политпросвету, и много других более мелких, но столь ж е неотложных и существен­ ных заданий. Вопрос о „летней школе" и „ударности" кампаний. Сверх перечисленных выше задач— есть еще одна очень важная кампания, от широкого проведения которой нашему Отделу Просвещения, после подробного и всестороннего обсуждения всех объективных условий, приходится в этом году отказаться. Я имею в виду организации массовой „лет­ ней школы". Сомневаться в огромном значении летней школы с точки зрения и воспитательной и учебной не приходится. Летняя школа— это тот момент, когда б о л т ы я часть пройденного за год материала может получить в сознании ребенка наи­ более полную практическую проработку, наиболее полное непосредственное усвоение, ибо это тот момент, когда сама природа делается неисчерпаемым „великим кабинетом прак­ тических учебных пособий1*... Воспитательное, общественно­ организационное значение „летней школы" также стоит вне всяких сомнений. Достаточно помнить о том, что лет­ нее время наиболее благоприятствует выявлению активности организаций „юного пионерства". Наконец, необходимо признать, что в настоящем голѵ имеются налицо лучшие предпосылки для объективной воз­ можности проведения этой кампании (подробный план лет­ них занятий, твердая рвзработка принципов и задач ее), чем это имело место в прошлом 1923 г., когда отдельные опыты проведения летней школы дали, в общем, довольно слабые и неопределенные результаты. И тем не менее, несмотря на все эти соображения и на очень настойчивые предложения со стороны Цутран- гіроса в смысле широкой организации летней школы, нам, діурманцам, придется от осуществления этого задания в мас­ совом, линейном масштабе— хотя и, как говорится, „с болью в сердце"— но все-таки отказаться. И летние занятия будут проведены организационным порядком только с той незна­ чительной частью воспитанников (чел. ю о — 120), которые попадут в летнюю колонию на ст. МедвежьяТора . Основным и главенствующим соображением, заставившим Отдел Просвещения принять такое решение вопроса— является желание выдвинуть на первый план, в порядке самой ударной, доминирующей над всеми остальными за­ дачами, кампанию по так называемой „переподготовке учи­ тельства1'. В кампании по летней школе— проводником ее должен быть каждый учитель, в кампании по переподготовке— каждый учитель является ее объектом. И выдвину чь на одном и том же фронте одновременно две ударных кам­ пании, из которых в одной учитель будет преимущественно субъетом, а в другой объектом (хотя бы и самым актив­ ным)— это значил- ни одну из этих кампаний не сделать „ударной*1 в полном значении этого слова. Учительство, как социальная прослойка. Много говорилось и писалось уж е о том, почему в деле народного просвещения, а в частности в деле укрепления и проведения в жизнь новой „единой трудовой школы", нам на протяжении 6 лет пролетарской революции не уда­ лось еще завоевать столь прочных позиций и достигнуть столь твердых успехов, как на некоторых других, казалось- бы еще более „трудных" фронтах нашей революционной борьбы. Я хочу здесь говорить только о причинах но мате риального характера, т. е. не касающихся нашей нищеты, разрушения, годов голода, интервенций, блокады и т. д. И среди такого рода „не материальных причин, на первое место нужно поставить вопрос о старом учительстве, как классовой прослойке, без привлечения которого к работе мы обойтись не могли и еще долгое время не сможем обхо­ диться за отсутствием соответствующей „ с м е н ы и которое в массе своей явилось заведомо неподготовленным и не­ приспособленным (а на нервы < порах и враждебно, в луч шем случае „скептически*4 настроенным к проведению тех новых принципов п задач, которые поставила перед школой установившаяся диктатура пролетариата). Совете ая власть и коммунистическая партия, с самого начала революции обратили сугубое внимание на учитель­ скую массу, которая, на первых порах могла и должна была использовываться на таких же приблизительно основаниях, как „спецы-техпики“ в производстве и па транспорте или старое офицерство в Красной Армии. Первое, основное „измерение температуры" старого учи­ тельства, призванного в силу необходимости, к работе в новой школе произвел тов. Ленин, писавший в 1920 г. (в ноябре): „работники просвещения, учительский персонал, были воспитаны в духе буржуазных предрассудков, в духе, враждебном пролетариату, они были совершенно не свя ­ заны с ним. Теперь мы должны воспитать новую армию педагогического персонала, который должен быть связан с партией, с ее идеями, должен быть пропитан ее духом, должен привлечь к себе рабочие массы, пропитать их духом коммунизма, заинтересовать нх тем, что делают коммунисты**. И далее: „Нас нисколько не удивляет и та продолжительная н упорная борьба, которая шла среди учительства, с самого начала представлявшего из себя организацию, в громадном большинстве, если не целиком, стоящую на платформе, враждебной Советской власти". Как считал тов. Ленин необходимым разрешить эту задачу? Исчерпывающий ответ мы находим в очерке тов. 3 ' Лилиной: „Тов. Ленин о задачах партии в деле пере­ воспитания учительства“ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz