Звенев, В. Ударная задача по переподготовке учительства на Мурманской ж.д. // Вестник Мурмана – 1924. - № 22. – С. 8-10.

№ 22 (74). МУРМАНА . 9 Тов. Лилина пишет: „Придавая громадное значение роли учительства в деле строительства нового общества, новой жизни, новой культуры, нового быта, тов. Ленин передает учительство на выучку гегемону рабочего класса—• его Коммунистической Партии*, и дальше, шаг за шагом указывая на все выступления тов. Ленина но этому вопросу, ь указанном очерке раскрывается целая сокровищница ге­ ниальных мыслей и конкретных указаний великого В ождя Революции и строителя нового социального строя по раз­ решению важнейшей задачи— создания „нового учителя", как двигателя и носителя коммунистического просвещения п проводница-пропагандиста Советской власти на необъят­ ной территории Союза С С Р . Можно твердо сказать, что с 19 20 года вопрос о пере­ воспитании полумиллионной армии преподавательского пер­ сонала постоянно стоял в порядке повестки дня партийной работы и Советского строительства. В блестящей р^чн тов. Зиновьева па недавнем съезде учителей Ленинградской губернии (см. стенограмму в „Лин. Правде" от 24 апреля 1924 г., № 94), дана полная картина постепенной эволюции в настроениях и идеологии массо вого учительстьа, начиная с первых дней революции и вплоть до настоящего момента. Если, в начале революции, учительство как один из слоев старой интеллигенции представляло собою ту же (до­ вольно печальную картину), как и русская, непролетарская интеллигенция в целом, то и в дальнейшем, внутри его, в общих чертах последовала та ж е группировка, тот же процесс отбора и расчленения, который мы наблюдаем и в рядах всей интеллигенции. В статье тов. Ратнера („Просвещение на транспорте" ,\j і — 3) сделана краткая, но весьма удачная, разбивка учи­ тельства по его идеологии на 4 вида: первый вид— непри­ миримо политически враждебных к новому строю, второй вид— ярых защитников ложной идеи о внеклассовом харак­ тере школы и аполитичности педагогики (но без контррево­ люционной психологической подкладки), третий вид —абсо­ лютно беспринципных людей, погрязших в тине обыватель­ щины и мещанства и, наконец, четвертый вид— группа людей живых, воспринявших уже частично новую идеоло­ гию и нскренно стремящихся идти дальше и вперед по этому пути, вплоть до активной работы в рядах РК.ІІ . Если бы мы захотели дать статистические сведения о численности каждой из этих групп в тот или иной период последнего шестилетия, мы могли бы оперировать только с совершенно произвольными, а в лучшем случае— с гада­ тельными цифрами, т. е. мы дали бы не статистику, а „игру в статистику*. О „термометре", „толчках" и „сдвигал'. Температура тела— один из важных показателей в опре­ делении состояния здоровья организма. Но из этого никак не следует делать вывод, что боль­ ного можно излечить, „термометром", т. е. одним периоди­ ческим измерением его температуры... Я указал уже, что основное „измерение температуры" учительства, как коллективного больного, произвел еще в самом начале революции никто иной, как сам т. Ленин. Но, как настоящий врач-практик, а не только диагностик— т. Ленин, посмотрев на градусник, одновременно определил самую болезнь, ее происхождение и степень развития— и тут ж е указал и конкретный, безошибочный курс лечения. Что же делали мы дальше но отношению к больному? Нужно прямо и откровенно сказать, что мы занялись преимущественно не столько систематическим проведением курса лечения, сколько увлеклись формальиым процессом „измерения температуры"... Проследите бесчисленные резолюции учительских съез­ дов и конференций, проводившихся в самых разнообразных масштабах: везде и всюду одна и та же стереотипная фраза— „констатируя наличие сдвига в настроениях учительства...*, или— „исходя из того, что в деле переподготовки учитель­ ство ощутило несомненный толчок*... и т. д. в том же роде и даже в тех ж е выражениях... Была ли одновременно с этой малоопределешюй диагно­ стикой проводима Наркомпросом в общем масштабе, а культ- отделами на транспорте, в частности, -и систематическая, плановая работа по переподготовке и перевоспитанию? Пет Были отдельные начинания, отдельные опыты, широко­ вещательные лозунги, громкие фразы— но упорной, выдер­ жанной и настойчивой работы— такой работы, которую больше всего ценил в каждом деле т. Ленин— такой ра­ боты в этом направлении не велось. Конечно, было и много посторонних обстоятельств и условий, неблагоприятствующих выполнению этой задачи, как-то: нехватка средств, отсут­ ствие исчерпывающей литературы,блуждание меж трех сосен в вопросах самой педагогики—и многое другое, объективное. По нельзя отрицать, что и те, кому надлежало в первую очередь вплотную заняться этим вопросом, работали боль­ шей частью Г-ез определенного плана, без упорного сосре доточения всего внимания на этом вопросе... и, повторяю, слишком много времени и слов уделяли подчас бесполез­ ному „измерению температуры". Пора покончить с констатированием „сдвигов*, .толчков" и проч. и перейти в ударнейшем порядке к проведению и завершению той работы, которой т. Ленин придавал столь решающее, столь оіромпое политическое и культурное зна­ чение. Реальная обстановка к предстоящей кампании. Приступая, с момента окончания текущего учебною года, к провелению в ударном порядке плановой кампании по переподготовке учительства, необходимо уяснить ту ре­ альную обстановку, в которой она будет протекать вообще, а и частности— на транспорте. С точки зрения материальной—-вопрос о материальном положении учительства имеет столь же решающее значение, как и вопрос об его психологнчески-морально.ч уровне— надо признать, что мы можем рассчитывать на вполне благо­ приятные перспективы, так как вопрос о повышении зара­ ботка шкрабон поставлен на конкретное разрешение руко­ водящих органов нашего государства. С точки же зрения идеологической подготовки учитель­ ства, как массы, мы должны признать настоящий момент вполне соответствующим намеченной задаче. Если говорить о „группировке", указанной в статье т. Ратнера (см. выше), то необходимо притти к выводу, что первой группы, т. е. контрреволюционно-настроенного учительства (я говорю об учительстве, а не о „профессуре...") в настоящий момент уже нет, так как метла революции сумела за 6 лет основательно вымести весь ядовитый сор и вырвать стальными щипцами зловредные занозы из нашей жизни в массовом объеме Что касается „идеологов вне­ классовой и аполитической школы", то, я нолагаю, что среди д аж е самых отсталых элементов учительства вряд-ли кто-либо может серьезно на J -м году революции продол­ жать отстаивать эти „идеологические ширмы" старой бур­ жуазно-классовой школы... і аким образом, мы имеем (в массе, конечно, ибо нет семьи без урода"— даже и на 7-м году революции) две основные группы учительства: одну— активную, идейную и жадно ожидающую исполнения заветов Ильича об ее исключительной, исторической революционной роли в первой рабоче-крестьянской Советской Республике, и, вторую группу— морально-пришибленную, угнетенную своей мате­ риальной необеспеченностью, ту группу, которую еще нужно U „расшевелить , в которую еще нужно вдохнуть искру рево­ люционного подъема... Последнее, хронологически, „измерение температуры", зафиксированное на мартовской всероссийской конферен­ ции, отмечает, правда, такие „хорошие градусы* па термо­ метре, как „осознание учительством всей важности и необ­ ходимости переподготовки, политический сдвиг среди учи­ тельства, выявившийся в тяге в партию и в стремлении изучать вопросы марксизма* и второе „повышение педаго­ гической квалификации, отразившееся в широком приме­ нении в школе экскурсионного метода, организации выста­ вок, учете школьной работы, тесной связи с населением

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz