Панов, Г. Ближайшие задачи госпросвещения на Мурманской ж.д. // Вестник Мурмана. – 1924. - № 16. – С. 9-13.
№ 16 ( 68 ). М У Р М А Н А. 13 ном Институте, ко рыбному делу подготовка специа листов. Средствами для установления стипендий могли бы служить % 0/о отчисления с чистой прибыли отделов дороги, находящихся на хозрасчете, как, напр. Жел- рыба, являющаяся подсобной частью Правления дороги, могла бы производить для этой цели отчисления с до ходов рыбных операций и операций но подсобным предприятиям Желрыбы: столовыя, лавки, а также Ле сной Отдел— со своих операций по продаже лесного материала. Откомандирование за счет дороги должно произво диться из лиц местного населения по согласовании с профессиональными и партийными организациями. Мож но часть стипендий выделить для рабочих, обучающихся в настоящий момент на Рабфаках и но окончании последних переводящихся в ВУЗ‘ы. Предоставление стипендий рабочим — окажет им значительную материальную поддержку, с одной стороны, и с другой—поможет усилить личный состав дороги специалистами пролетарского происхождения, что в ра боте в условиях настоящего времени необходимо в инте ресах дела. Откомандирование для специализации в то или иное учебное заведение должно распространяться препмуще- свенно на лиц местного населения, чти свяжет дальнейшую работу последних, по окончании высшего учебного заведения, с их родиной, а это важно, так как для дороги очень трудно бывает пригласить па постоян ное жительство специалистов из других местностей. Эта точка зрения мною высказывалась на страницах „Вест ника Мурмапа“ (см. Л* I 1923 г. ст. „Колонизация и культработа"). Средства, могущие быть полученными от отчисления с прибылей подсобных предприятий, дадут возможность частично усилить работу и в остальных отраслях просветительной работы в школах соцвоса и фабзавуча. Можно рассчитывать на возражения но вопросу отчислений со стороны руководителей вышеуказанных отделов, от которых можно получить отчисление на увеличение фонда средств на общеобразовательную ра боту дороги, что означенное отчисление может отра зиться па темпе развития деятельности того или иного предприятия, что отчисление значительно может удоро жить продажную стоимость товаров: лесного материала, рыбы и прочих товаров, распространяемых при помощи торговых предприятий дороги. С этой точкой зрения могущей быть выставленной, конечно, согласиться нельзя, так как управлять— это предвидеть (см. ст. А. Арноль дова „крупный вывих1*— Вестник Мурмана J6 8 от 2 3 / ѵ і і - 523 г.), а поскольку падо предвидеть, то нужно и учитывать пе только интересы дня, но также и инте ресы будущего и работу строить в к о м п л е к с е о б щ е г о р а з в ;і т и л х о з я й с т в е н н о й ж и з н и К а р е л ь с к о-М у р м а й с к о г о к р а я. Надеяться па центр в дополнительных ассигнова ниях кредитов на работу просвещения, вызываемую специфическими условиями задач дороги, не приходится, как это уже оттенено в последней книге А. Арноль дова „Колонизация Мурмана“ (см. гл. •'* „Колони зационные мероприятия и декрет СТО“ , стр. 1 9 ), а ариходится изыскивать средства на месте. И так со стороны жизни к органам, ведающим просвещением на дороге предъявляются следующие требования: сосредоточить центр внимания на работу профессионально-технического образования, как более отвечающую конечным результатам требования жизни и запросам населения; установить тесную преемственную связь школ фабзавуча с общеобразовательными школами, на которых возлагается подготовка материала учащихся для школ фабзавуча, построив сеть тех и других в соответствии с общими интересами. Ликвидировать, по возможности, малокомплектные школы 3-х-летки с одннм учащим за учет укрупнения школ. Организовать школы-семилетки на станции Мур манск, совместно с Мургубоно. В Званке школу И ступени упразднить, организовав семилетку с единым административным руководством в лице одного заведываюіцего. Освобожденных работников школы II ступени со станции Звапки перебросить для работы в семилетку. Принять меры к изжитию ненормального явления r •Званке в работе в две смены учебных занятий. За счет Рыбацкой школы при отсутствии договорен ности с Уездным Отделом Народного Образования, даю щей возможность с наименьшей затратой средств лучше использовать переданное помещение Рыбацкой школы, организовать в Ленинграде интернат при одной из суще ствующих школ II ступени, для чего срочно возбудить ходатайство перед Губоно и Откомхозом о предоста влении в распоряжение Отдела Просвещения дороги здания. Использовать Ленинградский иитерпаі не только для учащихся школы II ступени, но также и для откомандиро ванных в профессиональные технические учебные заве дения Ленинграда. В дальнейшем интерпат при благо приятных условиях можно будет использовать и для студентов высших учебпых заведений. Усилить внимание па полное снабжение учебными пособиями существующих школ линии. Вот наброски построения работы на ближайшие го ды, исходя из условий работы на Мурманской желез ной дороге, основанные па личном изучении этого вопроса. /'. Пан-гв.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz