Панов, Г. Ближайшие задачи госпросвещения на Мурманской ж.д. // Вестник Мурмана. – 1924. - № 16. – С. 9-13.

12 ВЕСТНИК № 16 (68). являются тождественными с работой в основных соцво- совских школах. До сего времени было па дороге такое положение, что соцвосовские работники вели препода­ вание в школах фабзавуча по программам фабзавуча. Можно с уверенностью сказать, основываясь на личных наблюдепилХ; что соцвосовские работники свою работу в школах фабзавуча рассматривали придатком к основ­ ной работе, дающим возможность иметь приработок, и недостаточно сосредоточенно относились к возложенной работе. Школа фабзавуча по существу и по идее должна больше всех тппов школ отражать в работе окружающую производственную жизнь. Надо сосредоточить свое внимание на приглашении специального кадра работников, как по общеобразова­ тельным предметам, так п специальным и использовать их для работ в еоцвосовских учреждениях. Более энер­ гичных, дееспособных соцвосовскпх педработников надо в ближайшие летние каникулы командировать па курсы по подготовке работников для фабзавуча. Относительно наличных 4 школ фабзавуча необходимо вырешить во­ прос о дальнейшей переброске их на станции, более связывающие школы с производством. Нахождение школы в Сороке, где отсутствует депо, является нерациональным и дальнейшее существование такой школы, впе связи с производством, недопустимо. Предполагаемый иеревод из Сороки школы фабзавуча до сего времени не был осуществлен исключительно из-за отсутствия помещения. Учитывая абсолютную не­ реальность надежд в отношении получения в ближайшем учебном году помещения в Кеми, вопрос с Кемыо на ближайшие годы можно считать законченным. Школа фабзавуча в Кеми существовать не может до более благоприятных у с л о в и й . Школу из Мурманска, как не имеющую специаль­ ного здания, а также и учитывая, что центр тяжести в Тяговом хозяйстве находится на севере не в Мур­ манске, а в Кандалакше, необходимо перевести в Кан­ далакшу, для чего можпо использовать имеющееся поме­ щение общежития и школы. Общежитие соцвосовской школы фабзавуча может быть общим и может существовать как для тех, так и для других на равнцх условиях. Классы школы могут быть использованы также для школ фабзавуча. Не нужно будет высылать дублеты учебных пособий и книг по общеобразовательным пред­ метам в отдельности и для школ фабзавуча и для соцвосовских школ. Поскольку в центре в Ленинграде Соцеос и Профобр представляют из себя единое хозяй­ ство, по аналогии и на периферии—на линии должно быть полное отражение в отношении единства работы. Со стороны работников линии выявлялась мысль о необходимости организации ніколы фабзавуча, хотя бы за счет Сорокской школы в Петрозаводске, как пункте многонаселеленном и имеющем основное депо. Органи­ зация школы Фабзовуча в Петрозаводске необходима и вызывается жизнью^ возможность установления прием- ственности их соцвосовскнми школами, возможность использования соцвосовского интерната здесь налицо. В Петрозаводске можно предложить развпть суще­ ствующие курсы артельных старост в школу фабэавуча по службе пути. Путейской школы фабзавуча у нас не имеется. Исходя же из того, что дорога находится в стадии постройки— дорога нуждается в квалифицирован­ ных работниках по Сл. Пути пе меньше, чем по Сл. Тяги, и со стороны специалистов руководителей путе­ вого хозяйства— необходимость организации школы— неоднократно выявлялась. . Лод.-ІІольскую школу,фабзавуча, одну из наиболее споено оборудованных, необходимо укрепить, применить те же нрипцицы взаимоотношения соцвосовский школы, какие выдвигаются по отношению к Кандалакше. На станции Званка школу фабзавуча расширить за счет упраздненного 2 концентра школы II ст. и провести в жизнь аналогичные принципы, связывающие школы соц- воса с профтсхпичесЕим. Поднятие школ фабзавуча на должную высоту, ко­ нечно, стоит в тесной зависимости с материальными ресурсами. На этот тип мы должны бы тратить наибо­ лее возможное количество средств. Исходя из тоге, что мы стремимся не к капитали­ стическому способу ведения хозяйства, а к социали­ стическому, обусловливающему регулировку и в отно­ шении подготовки и лучшему сохранению квалифици­ рованного рабочего труда— брошенный тов. Троцким лозунг: советская копейка— бережет советский рубль и проводимый в жизнь хозяйственными органами, должен быть распространен и в отношении сохранения квалифи­ цированной рабочей силы. Мы должны научно подойти к сохранению рабочей силы и подготовки работников, учитывая также естественную убыль: смертность, бо­ лезнь, увечья и проч. н и этом вопросе руководство­ ваться не только интересами сегодняшнего дня, даю- щпми возможность использовать резервную армию безра­ ботных, но также и интересами будущего, когда резерв­ ная армия, в связи с расширением производства и регулировки существовать не будет. В связи с некоторым оживлением Карельско-Мурман­ ского края, благодаря усиленной деятельности органов дороги, возникает вопрос о необходимости обеспечить обслуживание края, в частности дорогу, местным контингентом населения, но учитывая, что требования, предъявляемое дорогой к населению в отношении квалифицированной рабочей силы за отсутствием специалистов из местного населения не могут быть удовлетворены, возникает необходимоеіь при содействии хозяйственных органов дороги организованным путем подойти к подготовке населения для работ на дороге, пропуская последнее через специальные учебные заве­ дения. Учитывая, что хозяйственное развитие края строится на лесной, горнозаводской промышленности, а также рыбном деле, необходимо дороге было бы организовать специальные учебные заведения по гор­ ному, рыбному и лесному делу, но исходя из тех же соображений, которые выявлялись выше по отношению к соцвосовским школам н школам фабзавуча, —орга­ низация таких школ непосредственно на линии в насто­ ящий момент н е в о з м о ж н а . Для укомплектования же дороги специалистами необходимо установить в Ленинградских учебных заве­ дениях определенное количество стипендий, как-то: в Горном Институте, в Лесном Институте, в Технологи­ ческом Институте, подготовка техников-инженеров для лесопильных заводов, а также и в Сельско-Хозяйствен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz