Панов, Г. Ближайшие задачи госпросвещения на Мурманской ж.д. // Вестник Мурмана. – 1924. - № 16. – С. 9-13.

№ 16 (68). М У Р М А Н А. И территориальной Сило бы нерационально, особенно учи­ тывал отсутствие помещения для школы в Мурманске и также недостаточное количество шансов па возможность постройки специального здания под школу. Ноирос о постройке специального здания под школу возбуждеп перед Правлением и Управлением дороги. Общность задач в работе с Мургубоно дает паи уверенность па благоприятный результат переговоров в отношении дого­ воренности но организации школ. Семилетка па ст. Л.-Поле должна быть оставлена с усилением внимания по преемственности с работой фаб- завуча. Школа II ст. на ст. Зван ка должна быть реор­ ганизовала в семилетку с об'едипеннем в администра­ тивном отношении с школой I ст. Но главе объединен­ ных школ должен быть один заведывающяй, а не два, как было до сего времени. Ст. Званка. несмотря на самую большую населенность по сравнению с другими стан­ циями, не имеет ни одного специального школьного по­ мещения. Занятия школы I ступени ведутся в 2 смены, что является абсолютно невозможным с точки зрения педагогики. Школа II ст. не имеет также хорошего по­ мещения, дающего возможность развить работу но про­ грамме ГУС‘а Наркомпроса, а также абсолютно пе имеет никаких подсобных учебных оборудований.. Перспективы па постройку специального здания, примерно, на ООО чел. на ст. Званка являются несбы­ точными. Упразднение школы II ст. даст возможность на ст. Званка частично ликвидировать работу в ‘2 смены. ПІкола II ст. на ст. Рыбацкое может быть оставлена при условии, если часть помещения, занимаемого педа­ гогическим персоналом школы, Г.;,-дет предоставлена под общежития тетей, а педагогический персонал переведен из номещѳппя общежития r деревянные дома, находя­ щиеся вблизи школ. Исходя из того, что основной на­ шей задачей является создание лучших условий ж и з н и подростающего поколения, мы должны частично посту­ питься интересами педагогического персонала, помня, „что не дети для школы, а школа для детей". Перевод детей из деревянных зданий в здание школы нам даст некоторую экономию в средствах. Здание имеет цен­ тральное отопление н, следовательно, при переезде детей из общежития в школу не пужпо будет тратить спе­ циальных средств на отопление здания. Значительно сократится п штат технического персонала, обслуживаю­ щего помещения общежития. Если па это Уездный Отдел Народного Образования не пойдет, необходимо будет разрешить вопрос об орга­ низации общежития при одной из существующих школ в Ленинграде. Конкретно этот вопрос может вырешиться следующим образом. Надо в срочном порядке поднять вопрос перед Откомхозом Ленинграда, а также Губ. Огд. Народного Образования о предоставлении помещения иод нужды интерната. Организуемый интернат должен обслуживать не только детей, обучающихся в школах II ст., но также и учащихся, принятых по разверстке Н1ШС в Ленинградские железнодорожные нрофтехниче- скне учебные заведения. ІПкола в Ленинграде даст возможность разгрузить линию, освободить помещения, занимаемые педагогиче­ ским персоналом, а также частично передать суще­ ствующие здания на мелких станциях в связи с упразд­ нением на последних школ для использования под жилье агентам дороги. В финансовом отношения оргапизация школы п интерната больших затрат, чем несет сейчас дорога, не будет, так как главной базой, снабжающей интер­ наты и школы линии продуктами, учебными пособиями, является Ленинград. Учитывая же стоимость провоза пересылаемых грузов Отделом Просвещения на линию, снабжение в Ленинграде учебного заведения будет зна­ чительно дешевле. В данпом вопросе можно рассчиты­ вать на возражение со стороны некоторых работников, которое может сводиться к тому, что, в связи с колони­ зационными задачами дороги нам необходимо сосредото­ чить работу но обслуживанию населения школами непо­ средственно па линии. С этой точкой зрения нужно согласиться, но учитывая абсолютную невозможность в ближайшие годы иметь специальные помещения под нужды школ, а также произвести достаточное снабжение необходимыми учебными пособиями школ, нам необходимо найти выход из положения, каковым может являться выдвинутое положепие организации школы с общежитием в Ленинграде. • Время кустарничества отошло—мы должны стре­ миться к серьезпой систематической п строго продуман­ ной работе. Думать об организации школ, не говоря уже о более повышенном типе, как, напр., школа II ст., при наличии мало подходящих помещений,' а также при отпуске средств, далеко по покрывающих всех вызываемых жизнью расходов, ошибочно. Для проведения в жизнь новых достижений педагогической мысли необходима соответствующая обстановка, имеющая под собою доста­ точную материальную базу. Необходим хороший работ­ ник— педагог, но для этого необходимо обеспечить его сносным помещением. Есть ряд работников в настоящий момент, которые до сего времени пе имеют своего угла, и спят на столах в учительской комнате п в классах, пе говоря уже о севере—означенный факт можно наблю­ дать па ст. Званка. Организация в Ленинграде обще­ жития даст возможность пригласить лучшие педагогиче­ ские силы и тем лучше обслужить население школой. Для рабочего бсзралпчно, будет ли его ребенок нахо­ диться в общежитии станций: Мурманские Ворота, Пе ­ трозаводск, Рыбацкое или Ленинград, его интересует лишь одно, чтобы ребенок вышел из школы вполне подготовленным, развитым, могущим быть борцом и активным строителем Рабочего Государства. Одновременно с построением школьной сети соцво- совских учреждений выдвигается вопрос о наиболее ра­ циональном использовании в интересах железнодорож­ ного населения и сетп ирофтехнических учебных заведении. В условиях настоящего времени центром внимания в работе должны быть школы фабзавуча, контингент учащихся которых состоит исключительно из детей ра­ бочих. В классовом отношении— это самая выдержан­ ная единица из всех типов школ. Положение проф- технического образования но сравнению с Соцвосовекимп учреждениями далеко не находится в благоприятных условиях. Не имеется при школах оборудования учени­ ческих мастерских, отсутствие которых уже не дает права называться школой фабзавуча. Не было до сего момента специального кадра педа­ гогов. Методы преподавания в школах фабзавуча не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz