Панов, Г. Ближайшие задачи госпросвещения на Мурманской ж.д. // Вестник Мурмана. – 1924. - № 16. – С. 9-13.
№ 16 (68). М У Р М А Н А. И территориальной Сило бы нерационально, особенно учи тывал отсутствие помещения для школы в Мурманске и также недостаточное количество шансов па возможность постройки специального здания под школу. Ноирос о постройке специального здания под школу возбуждеп перед Правлением и Управлением дороги. Общность задач в работе с Мургубоно дает паи уверенность па благоприятный результат переговоров в отношении дого воренности но организации школ. Семилетка па ст. Л.-Поле должна быть оставлена с усилением внимания по преемственности с работой фаб- завуча. Школа II ст. на ст. Зван ка должна быть реор ганизовала в семилетку с об'едипеннем в администра тивном отношении с школой I ст. Но главе объединен ных школ должен быть один заведывающяй, а не два, как было до сего времени. Ст. Званка. несмотря на самую большую населенность по сравнению с другими стан циями, не имеет ни одного специального школьного по мещения. Занятия школы I ступени ведутся в 2 смены, что является абсолютно невозможным с точки зрения педагогики. Школа II ст. не имеет также хорошего по мещения, дающего возможность развить работу но про грамме ГУС‘а Наркомпроса, а также абсолютно пе имеет никаких подсобных учебных оборудований.. Перспективы па постройку специального здания, примерно, на ООО чел. на ст. Званка являются несбы точными. Упразднение школы II ст. даст возможность на ст. Званка частично ликвидировать работу в ‘2 смены. ПІкола II ст. на ст. Рыбацкое может быть оставлена при условии, если часть помещения, занимаемого педа гогическим персоналом школы, Г.;,-дет предоставлена под общежития тетей, а педагогический персонал переведен из номещѳппя общежития r деревянные дома, находя щиеся вблизи школ. Исходя из того, что основной на шей задачей является создание лучших условий ж и з н и подростающего поколения, мы должны частично посту питься интересами педагогического персонала, помня, „что не дети для школы, а школа для детей". Перевод детей из деревянных зданий в здание школы нам даст некоторую экономию в средствах. Здание имеет цен тральное отопление н, следовательно, при переезде детей из общежития в школу не пужпо будет тратить спе циальных средств на отопление здания. Значительно сократится п штат технического персонала, обслуживаю щего помещения общежития. Если па это Уездный Отдел Народного Образования не пойдет, необходимо будет разрешить вопрос об орга низации общежития при одной из существующих школ в Ленинграде. Конкретно этот вопрос может вырешиться следующим образом. Надо в срочном порядке поднять вопрос перед Откомхозом Ленинграда, а также Губ. Огд. Народного Образования о предоставлении помещения иод нужды интерната. Организуемый интернат должен обслуживать не только детей, обучающихся в школах II ст., но также и учащихся, принятых по разверстке Н1ШС в Ленинградские железнодорожные нрофтехниче- скне учебные заведения. ІПкола в Ленинграде даст возможность разгрузить линию, освободить помещения, занимаемые педагогиче ским персоналом, а также частично передать суще ствующие здания на мелких станциях в связи с упразд нением на последних школ для использования под жилье агентам дороги. В финансовом отношения оргапизация школы п интерната больших затрат, чем несет сейчас дорога, не будет, так как главной базой, снабжающей интер наты и школы линии продуктами, учебными пособиями, является Ленинград. Учитывая же стоимость провоза пересылаемых грузов Отделом Просвещения на линию, снабжение в Ленинграде учебного заведения будет зна чительно дешевле. В данпом вопросе можно рассчиты вать на возражение со стороны некоторых работников, которое может сводиться к тому, что, в связи с колони зационными задачами дороги нам необходимо сосредото чить работу но обслуживанию населения школами непо средственно па линии. С этой точкой зрения нужно согласиться, но учитывая абсолютную невозможность в ближайшие годы иметь специальные помещения под нужды школ, а также произвести достаточное снабжение необходимыми учебными пособиями школ, нам необходимо найти выход из положения, каковым может являться выдвинутое положепие организации школы с общежитием в Ленинграде. • Время кустарничества отошло—мы должны стре миться к серьезпой систематической п строго продуман ной работе. Думать об организации школ, не говоря уже о более повышенном типе, как, напр., школа II ст., при наличии мало подходящих помещений,' а также при отпуске средств, далеко по покрывающих всех вызываемых жизнью расходов, ошибочно. Для проведения в жизнь новых достижений педагогической мысли необходима соответствующая обстановка, имеющая под собою доста точную материальную базу. Необходим хороший работ ник— педагог, но для этого необходимо обеспечить его сносным помещением. Есть ряд работников в настоящий момент, которые до сего времени пе имеют своего угла, и спят на столах в учительской комнате п в классах, пе говоря уже о севере—означенный факт можно наблю дать па ст. Званка. Организация в Ленинграде обще жития даст возможность пригласить лучшие педагогиче ские силы и тем лучше обслужить население школой. Для рабочего бсзралпчно, будет ли его ребенок нахо диться в общежитии станций: Мурманские Ворота, Пе трозаводск, Рыбацкое или Ленинград, его интересует лишь одно, чтобы ребенок вышел из школы вполне подготовленным, развитым, могущим быть борцом и активным строителем Рабочего Государства. Одновременно с построением школьной сети соцво- совских учреждений выдвигается вопрос о наиболее ра циональном использовании в интересах железнодорож ного населения и сетп ирофтехнических учебных заведении. В условиях настоящего времени центром внимания в работе должны быть школы фабзавуча, контингент учащихся которых состоит исключительно из детей ра бочих. В классовом отношении— это самая выдержан ная единица из всех типов школ. Положение проф- технического образования но сравнению с Соцвосовекимп учреждениями далеко не находится в благоприятных условиях. Не имеется при школах оборудования учени ческих мастерских, отсутствие которых уже не дает права называться школой фабзавуча. Не было до сего момента специального кадра педа гогов. Методы преподавания в школах фабзавуча не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz