Панов, Г. Ближайшие задачи госпросвещения на Мурманской ж.д. // Вестник Мурмана. – 1924. - № 16. – С. 9-13.

10 ВЕСТНИК № 16 (68). Основная задача в школьном деле—это обеспечение населения школами 1 ступени и в больших населенных пунктах школой 11 ступени с 1 концентром (семилетки), с установлением преемственности для поступления в школы фабзав.ѵча. Конкретно школьную сеть дороги можно построить следующим образом. Школы 8-х-летки с одним препо­ давателем должны быть, по возможности, ликвидированы за счет укрупнения школ на больших станциях, так как одному преподавателю абсолютно невозможно справиться с работой одновременно с 3-мя классами, учитывая но­ визну в программах по сравнению со старой школой, а также методов преподавания. ' На 1-м районе дороги на разветвлениях от Званкп нужно однокомплектные школы с незначительным коли­ чеством учащихся (Андреево, Черенцово) объединить с территориальными школами УОШ), как, иапр., Андреево, что даст возможность не распылять средства и стре­ миться к проведепшо в жизнь установленной системы Народного Образования. В Войбокале школу с интерна­ том упразднить, как дорого стоящую единицу, детей же, живущих в интернате, распределить между другими интернатами дороги, что будет легко сделать при от­ крытии интерната в Ленинграде, а также уже откры­ того в связи с отменой трудовых поездов интерната в Мурманских Воротах. ЛІкола в Войбокале неудобна, так как не интернат находится при школе, а школа при интернате и, следовательно, производится расходование денег на школу, когда можно будет обойтись, при про­ ведении в жизнь выдвигаемого положения, существую­ щими уже школами па станции, не увеличивая средств на содержание школ тех, где будут дети распределены но интернатам. Школы II ст. с. 2-мя концентрами, существующие в настоящем учебном году на ст. Петрозаводск, Рыбац­ кое, 3 нанка частично должны быть сокращены и реор­ ганизованы в 7-ян-летку. Существование па Мурманской ж. -д. нескольких школ с 2-мя концентрами, исхода из оілце-прішятои системы народного образования, является совсем пе не­ обходимым. Надо за счет школ I! ст. улучшить поста­ новку дела в школах I ст. Рабочему в большинстве случаев непосильно в мате­ риальном отношении предоставить детям общее среднее образование (9 лет обучения), особенно, если учесть семью с несколькими детьми. Рабочий ставит более ути­ литарные задачи, дающие возможность его детям полу­ чить одновременно с общим образованием и специаль­ ное. Типом школы, вполне отвечающим интересам хо­ зяйства страны и населения, может служить фабзавуч в тесной связи с общеобразовательной школой семилет­ кой, устанавливающей неразрывное звено со школой фабзавуча. Одной из задач школ Н ст. с 2-мя концентрами— есть подготовка для поступления в ВУЗ‘ы. Учитывая, что в настоящий момент в высшей степени затруднено поступление оканчивающих школы II ступени в ВУЗ‘ы, а также, исходя из экономических данных на ближайшее время, когда жизнь предъявляет требования не только к подготовке лиц высшей квалификации инженеров, а также является необходимость подготовки лиц средней квали­ фикации, что может сделать школа фабзавуча, мы должны разъяснить паселению, что упразднение школ II ст. с 2-мя концентрами, как это уже и проведено на Украине—• является в настоящий момент необходимым и обусловли­ вается экономической конъюнктурой настоящего момента. Постановка учебно-воспитательной части 7-ми леток должна быть улучшена. Надо серьезнее подойти к уком­ плектованию 7-мн-леток подготовленными недработни- камп. Если тщательно просмотреть и изучить разрабо­ танные программы ГУС‘а для 7-мн-леток, то надо при­ знать, что в конечном результате нри условии полного прохождения программы, школа 7-м-летка выпустит в жизнь зпачительпо развитее, образованнее с производ­ ственным уклоном учащегося, чем это делала до сего времени и старая школа и настоящая 9-ти-летка. Количество 7-ми леток должно быть также умень- ѵ-шено, учитывая стихийность организации школ семиле­ ток, часто не вызываемую объективными условиями, что подтверждается на некоторых станциях отсутствием до­ статочного количества учащихся в старших классах семилеток. . Школы дороги находятся по сравнению с учебными заведениями других дорог и промышленных городов не­ сравненно в худших условиях. Отсутствие специальных школьных помещений, отсутствие физических кабинетов, лабораторий, естественных кабинетов, а также и отсут­ ствие сносного жилья для нгкольного работника является результатом невыполнения в полной степеші требований, предъявляемых жизнью к школе. Школу П ступени на дороге необходимо оставить в Петрозаводске, сохранив при ией иптерпат для обслу­ живания детей линии. Петрозаводская школа II ст. зна­ чительно в лучших условиях находится по сравнению с другими школами, имеет сносное помещение и частично необходимое учебное оборудование, а главное—-хороший педагогический состав, вполне справляющийся с возло­ женными задачами. Интернат при школе П ст. вполне оборудован, как в отношении помещения, так и в отиошепии внутреннего оборудования. Кроме школы П ст. в Петрозаводске се­ вер может обслуживаться также школой II ст., находя­ щееся в ведении Кемского Отдела Народного Образо­ вания, для чего необходимо в порядке согласования войти с ходатайством в Карельский Наркомпрос. Можно с уверенностью сказать, что со стороны последнего бу­ дет получено согласие. Таким образом, один из паселеннейшнх пунктов се­ вера—Кемь может быть обеспечен и школой I ступени и школой II ст., дети же рабочих с мелких станций и особенно даровитые, могут быть приняты в школу II ст. в Петрозаводске. Школу 7-ми-летку в Кандалакше необходимо реор­ ганизовать в 5-тн-летку с оставлением при ней обще­ жития. Опыт существования семилетки в Кандалакше пока­ зал пежизненность означенного типа школы, что под­ тверждается незначительным количеством обучающихся в старших классах. Школьное строительство в Мурманске необходимо вести в теснейшем контакте с местным Отделом Народ­ ного Образования путем организации хотя бы на пари­ тетных условиях 1 школы I ст., а также семилетки. Организовывать отдельно железнодорожную школу оі

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz