Бавельский М. О. О школьной кооперации на транспорте // Вестник Карело-Мурманского края. – 1925. - № 17-18. – С. 35.

№ 1 7 —18. ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. 35 іжтті.Тп^ттг^Ѵ"!.'........ ................... .... ----------- Ч і г ■:....и:..ѵ.” ...............■_ ________ ШКОДА :i Ш Ж¥шт WPM, Г.Г5Т-1..А— ПГ-ТЗГ-ІГН--Т gXSaP •jsSJ : «6 О школьной кооперации на транспорте. (в порядке Вопрос о школьной кооперации на транспорте за последнее время как-то заглох. Возникали отдельные проекты, долго прорабатывались в разных организациях, еще дольше „согласовывались", а воз и ныне там. Жизнь, однако, этих проектов не дождалась: школьные кооперативы на транспорте стали возникать на местах в чисто стихийном порядке. Все это, конечно, указы­ вает на целесообразность их, но все же эта стихия угрожает принять неправильные уклоны, если на это дело не будет обращено достаточного внимания соот- ветствующлх организаций. До настоящего времени школьная кооперация не получила еше ни твердо-установившегося взгляда, ни определенной линии поведения. В частности, в Ленинграде создались два подхода к школьной кооперации на транспорте. ТПО Мурманской ж д. смотрит на кооператив, как на лабораторию, ТІІО Сев.-Зап.—как на торговое пред­ приятие с определенным экономическим базисом. Два этих совершенно противоположных взгляда двух ТПО в одном узле показывают, насколько этот вид стихий­ ного детского движения нов: не устоялся и не вылился в определенные четкие формы. К сожалению еще до сих пор не высказались окончательно по сему поводу педагоги и школьные Советы, которые безусловно в этом вопросе должны быть заинтересованы. Школьная кооперация, ввиду отсутствия опыта и практики в прошлом, требует к себе большей осторож­ ности, дабы не погубить этот новый и важный вид дет­ ского движения, возникшего пока произвольно, почти без всяких внешних подталкиваний. Такое положение вещей заставляет органы транспортной кооперации более внимательно присматриваться к этому вопросу и учесть возможные перспективы на ближайший учебный сезон. ТПО Мурманской ж д. еше в октябре мес. пр. года разработало план создания школьных кооперативов на своей линии. Совместно с Дорожным Отделом Просве щения местам были даны по этому вопросу специаль­ ные ин трукции. По плану ТПО Мурм., задачами таких школьных кооперативов являются: 1) снабжение учащихся по до­ ступным ценам учебниками, пособиями и письм. прп- дискуссии). надлежностями, 2) забота о кооперативном просвещении школьников посредством практической работы школьных кооперативов Наряду с этими задачами, при развитой коопера­ тивной организации, предполагаются виды дополнитель­ ной деятельности: например— содействие правильному питанию учеников посредством устройства ученических столовых и торговли с'естными припасами. ТГіО Мурм., обсудив этот вопрос, признала, что школьная кооперация должна служиіь преимущественно педагогическим целям, а достижение материальных ре­ зультатов является уже второстепенным заданием Школьным советам предложено выявить свію точку зрения по данному вопросу, при чем одновременно пре­ дусмотрена организация специальных книжных киосков при школах станций. В первую очередь предпол жено организоватьшколь- ные кооперативы в следующих наиболее крупных пунк­ тах: Кандалакша (общий, со школою фабзавуча), Кемь, М.-Гора, Петрозаводск (общий для всех школ, или отдельно для станции и города, смотря по местным удобствам), Л.-Поле (со школой фабзавуча), Званка (общий со школой фабзавуча в Мурм. Воротах, если позволят местные условия), Мга, Рыбацкое и Мур ­ манск. Для общего руководства в линейном масштабе де­ лом школьной кооперации, при Правлении ТІІО Мур­ манской ж. д. создается особая комиссия из представи­ телей ТПО и Отдела Просвещения. Так начало дело строительства школьной коопера­ ции—ТПО Мурманской ж. д. Совершенно иначе начало строить то же дело ТПО Сев -З іп . ж. д. По иным формам строют это же дело другие ТПО Словом— кто в лес, кто по дрова. Необходимо, пока еще не наступил новый учебный сезон, повести тщательную подготовку этого вопроса для проведения его на транспорте по единому плану и единой линии. А какой должна быть эта линия—ком­ мерческая или воспитательная—пусть выскажутся за­ интересованные организации на страницах. М. Бавельский.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz