Методический сборник : (методические материалы 3-й областной педагогической конференции по вопросам краеведения, проходившей в марте 1947 г.) / Мурм. обл. ин-т усовершенствования учителей. – Мурманск : [б. и.], 1947. - 122, [2] с. : ил. - (В помощь учителю).

чальное училище с профклассами: слесарным, столярным, бондарным, классом французского и английского языка. Всколыхнулся русский народ и потянулся к свету. Вопро­ сы школ не сходили с повестки сельских и волостных сходов. Обсуждались вопросы плохой работы попов. Прибывшие с Архангельского берега говорят о прекращении преподавания закона божия в школах, о переходе всех школ в департамент министерства просвещения. Население волнует вопрос о бу­ дущей учебе их детей. Ведомство православной церкви разослало уведомление по школам, что согласно постановлению временного правительства от 2 5 /V I- 1 9 1 7 г. все школы об’единяются ведомством мини­ стерства народного просвещения. Это указание было поворот­ ным моментом в истории развития школ в России. Став светской, школа вышла на столбовую дорогу науки. Во всех волостях Александровского уезда шла усиленная подготовка школ к учебному году. Ремонтировали ветхие зда­ ния, перебирали несложную школьную ѵтварь, посылали своих людей на розыски учителей. Перед началом учебного года все школы Кольского полуострова получили «Упрощенные правила правописания», вызвавшие различные толки по этому поводу. Героический рабочий класс России вместе с крестьянст­ вом, сбросил ненавистный царизм и, завершив социалистиче­ скую революцию, приступил к созидательному труду. Ком­ мунистическая партия большевиков, организатор побед, напра­ вила теперь все свои силы на укрепление власти рабочих и крестьян — власти Советов. И в этот хотя и короткий период передышки была проделана огромная работа. Укрепились су­ ществующие на полуострове школы, увеличился контингент учащихся, развернулась большая культурно-просветительная работа. Число школ до 1917 г, -— 13 Число школ до 1918 г, — 23 Победа Социалистической революции, упрочнение власти Советов вызвало тревогу империалистов. И они тайком, во­ ровски подкрались и по-разбойничьи высадили свои войска в России. При содействии иуды Троцкого англичане и фран­ цузы захватили Мурманск и - Мурманскую железную дорогу. Интервенты видели своего врага в лице советской школы. С момента прихода на Мурман, они реорганизовали школы на старый лад. Снова появился поп, снова основным предметом в школе стал закон божий, ввелись наказания, переходившие часто в избиение учащихся. Под натиском превосходящих сил интервентов отходила Красная Армия. Вместе с нею уходили и преданные Родине, 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz