Методический сборник : (методические материалы 3-й областной педагогической конференции по вопросам краеведения, проходившей в марте 1947 г.) / Мурм. обл. ин-т усовершенствования учителей. – Мурманск : [б. и.], 1947. - 122, [2] с. : ил. - (В помощь учителю).

По инициативе пионеров были организованы выходы на квартиры к первым жителям Мончегорска и к местным жите­ лям — саами, которые дали богатые сведения о возникнове­ нии города. Особое внимание привлекала учащихся семья местных саами, которые вначале не хотели давать никаких сведений и только после того, как мне пришлось самому по­ говорить с этой семьей, рассказать цель наших расспросов, только тогда саами охотно стали рассказывать учащимся сказки и легенды. При сборе материала для истории города учащиеся случайно затронули местный саамский фольклор, и настолько заинтересовались этой работой, что иногда целыми вечерами просиживали, слушая сказки и легенды. В результа­ те всей этой работы учащиеся написали хорошие сочинения, которые и были положены в основу истории гор. Мончегорска. Силами учащихся под руководством учительницы литературы Уласовой Анны Васильевны записано более десятка сказок и легенд, собран саамский словарь из 200 слов. Учащиеся очень заинтересовались этой работой и сейчас ставят вопрос об организации экскурсии в летние каникулы по Кольскому полу­ острову с целью изучения своего края и собирания фольклор­ ного материала. При написании сочинений на краеведческие темы: «Растительность нашего края -. «Птицы и рыбы нашего края», «Вот и солнце взошло», «Животные нашего края», «Озеро Имандра» учащиеся и учителя проделали большую работу. Были организованы выходы в природу, на гору, на озеро, к местным жителям, в школьный музей, просмотрено больше десяти учебных фильмов по краеведению. Из них: «Хибины», «Социалистическое переустройство тундры», «Нен­ цы», «Природа тундры», «Траловый лов в Баренцевом море», <Охога на китов", «Тундра и ее население» и другие. В связи с прохождением программного материала учи- телями-предметниками были организованы экскурсии для учащихся 6-го и 7-го классов в цеха комбината «Североникель», в мастерские гаража, на рудник и апатитовую фабрику города Кировска, в совхоз, в райисполком и на избирательный уча­ сток. Все экскурсии оформлялись соответствующим образом и особенно интересные доводились до каждого учащегося. Н а ­ пример, об экскурсии в гор. Кировск участники проводили беседы но отрядам, которые проходили с большим интересом. При проведении смотров пионерской дружины и отрядов особое внимание уделялось краеведческой работе, и ребята с исключительным интересом и под’емом проводили подготови- 1 ельнѵю работу к смотру. Учащиеся всех классов ведут большую работу по наблю­ дению за погодой и природой. Во всех классах ведутся кален­ 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz