Методический сборник : (методические материалы 3-й областной педагогической конференции по вопросам краеведения, проходившей в марте 1947 г.) / Мурм. обл. ин-т усовершенствования учителей. – Мурманск : [б. и.], 1947. - 122, [2] с. : ил. - (В помощь учителю).

Мы изучили, какие рыбы обитают в Баренцевом море, их хозяйственное значение. Провели несколько экскурсий в ПИНРО , где научные сотрудники помогли расширить знания в данной области. Посетили областную выставку, которая была организована для участников партийной конференции, и здесь получили некоторые добавочные сведения в области; рыбного хозяйства. II тема «Птицы». После изучения строения и образа жизни птиц вообще, учащиеся были ознакомлены с отдель­ ными представителями местных птиц. Для этого были исполь­ зованы чучела, имеющиеся в школе картинки, а также некото­ рые живые птицы (ворона, чайка, воробей, глупыш). Их уча­ щиеся приносили в школу. Были зачитаны отдельные выдерж­ ки из книги Брема «Мир животных», «Семь островов» — В. Успенского, «Птицы Баренцова моря» •— Белопольского. В связи с темой «Млекопитающие» изучается зверосов­ хоз, совершается экскурсия и пишется сочинение. С учащимися 7-х классов проводится внеклассная работа. Так, при изучении темы «Рыбы» ряд девочек выразили жела­ ние написать доклад на тему: «Рыбный промысел в Баренцовом море». Доклад составлен подробный, с иллюстрациями. Мате­ риал для доклада черпался из различной литературы, по от­ дельным вопросам девочки консультировались В ПИНРО . Устно доклад был заслушан учащимися 7 и 9 классов, при­ сутствовали на докладе учителя и администрация школы. По изучению птиц работа была поставлена несколько иначе. Ряду учащихся даны были темы для домашней работы, например, описать жизнь чаек, воробья и т. д. Эти работы мною проверены, и лучшие из них переписывались в альбом «Наши северные птицы». К каждой работе давался рисунок описываемой птицы. Для того, чтобы описание птицы было до­ стоянием всех учащихся 7-х классов, группы учащихся готовят коротенькие доклады — рассказы, которые заслушиваются всеми учащимися 7-х классов. В кружке силами учащихся выпущена стенгазета «Изу­ чайте природу своего края». Текст очень краток, в газете "представлены рисунки наиболее распространенных рыб и птиц Мурманской области. Целевая направленность данной газеты — ознакомление всех учащихся школы с местной природой. 8 класс. Программа по анатомии и физиологии человека является несколько специфичной, а поэтому связь с окружаю­ щей природой не может быть естественной. Из краеведческих вопросов здесь имелась связь при изучении темы «Кровооб­ ращение» (раздел об иммунитете). Учащимися были подготов­ 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz