Методический сборник : (методические материалы 3-й областной педагогической конференции по вопросам краеведения, проходившей в марте 1947 г.) / Мурм. обл. ин-т усовершенствования учителей. – Мурманск : [б. и.], 1947. - 122, [2] с. : ил. - (В помощь учителю).

виде же заключения учитель говорит (с использованием гер- барных растений) о тех двудольных и однодольных рас гения1:, которые встречаются в данной местности. Природные условия Севера задерживают сроки посева растений, но человек на­ учился управлять растением, заставляя семя первый период жизни пробыть или в парнике или в теплице. Такой вывод делают сами учащиеся в заключение работы по данной теме. I I I тема: «Корень. Питание растений из почвы. Воздейст­ вие на почву». Изучение основных типов корней приходится проходить на местных растениях. При ознакомлении с составом почвы изучаются местные почвы. Путь их образования, как результат или выветривания горных пород, или заболачивания озер, соз­ дал большую ограниченность по составу и количеству мине­ ральных солей. О б ’ясняется значение подпочвенной мерзлоты для жизни растений. Все яти вопросы тесно связываются с учебным материалом. Как повышают урожай вообще и в наших совхозах и ин­ дивидуальных хозяйствах в частности, об этом учащиеся гово­ рят с увлечением, так как многие сами сталкиваются в летнее время с различными сельскохозяйственными работами. I V тема: «Лист. Питание из воздуха. Испарение воды листьями». При изучении этой темы приходится рассматривать осо­ бенность жизни растений в условиях круглосуточного освеще­ ния (полярный день), а также приспособления растении к уменьшению испарения, например: блестящая или гляцеви- тая поверхность листьев, способствующая отражению излиш­ них солнечных лучей, узкие маленькие листья, уменьшающие испарение влаги и т. д. Карликовая березка, вереск, брусника и другие растения демонстрируются на уроке. V тема: «Стебель. Передвижение но стеблю воды и пита­ тельных веществ». В этой теме внимание учащихся было обращено на особен­ ности роста стеблей растений на Севере. Климатические и поч­ венные условия Севера замедляют рост, в частности, древесных растений, так, например: прирост побега бывает на несколько мм в год, рост стебля в толщину исключительно мал. Преобла­ дание стелющихся форм стеблей или низкорослость стеблей, а также однобокость расположения годичных слоев іі веток рае тений характеризует природу Север* (карликовая береза, ива и т. д .). Помимо классной работы, мною проводилась внеклассная и кружковая работа. Преследовались пели углубить знания по 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz