Методический сборник : (методические материалы 3-й областной педагогической конференции по вопросам краеведения, проходившей в марте 1947 г.) / Мурм. обл. ин-т усовершенствования учителей. – Мурманск : [б. и.], 1947. - 122, [2] с. : ил. - (В помощь учителю).
земских школах постановка обучения заставляла желать много лучшего. Школы почти не получали учебников, тетра дей, ручек, чернил. Учительница Землянской школы пишет в Александровскую Уездную Управу: «Тетрадей давно нет. Ручек и чернил не было с осени. Школа прекратила занятия с ,14 марта 1915 г.». Учитель Териберской школы Мефедевский доводит до све дения Александровской Уездной Управы, что за отсутствием тетрадей, чернил и карандашей распустил школьников с 11 марта 1915 г. По данным Александровской Уездной Управы продолжи тельность учебного года определялась в 121-—-131 день. Вполне естественно, что специальных школьных зданий не строилось. Школы ютились в церковных сторожках и зависе ли зачастую от частных лиц. Не лучше было положение и учителей. Постоянные столк новения со священниками, доносы о неблагонадежности, ре прессии и частые переводы не давали возможности нормальной работе. Учителя буквально голодали. Не имея средств к суще ствованию, они вынуждены были оставлять школу и уходить на тони. Яркой иллюстрацией положения учителя служит письмо учительницы Понойской школы, писанное в 1903 г. на имя Кольского Уездного наблюдателя. «Жалования учитель ница получает 120 руб. в год. Но жалования в этой глухой и отдаленной местности при дороговизне здесь всех жизненных припасов едва хватает на одно пропитание, а на одежду ни чего ле остается». Нечего говорить и об успеваемости учащихся. Холодная школа, голодный учитель, полное отсутствие книг, тетрадей, карандашей, чернил... сводили успеваемость на-нет. Так, в Понойской школе с 1884 года по 1897 г. был один выпуск. Из 5 учеников окончил 1 ученик. В школе Кашкаранцы в 1891 г. из 21 учащегося окончило школу 4; в 1892 г. из 19 учеников выпуска не было. (По данным Арх. Епарх. Вед. за 1905 г. № 17, стр. 6 7 7 ). Даже после революции 1905 г., когда земство улучшило руководство и заботу о школе, — на Кольском полуострове изменений в работе школы почти не произошло. До 1917 г. на Кольском полуострове было 13 школ. Церквей насчитывалось 33. И жители сложили такую посло вицу: «От Варзуги до Колы 33 Николы». Среди всех учителей полуострова выделялась Рязано- ьа А . А ., которая работала в Варзуге около 40 лет и выучи-* ла несколько поколений. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz