Методический сборник : (методические материалы 3-й областной педагогической конференции по вопросам краеведения, проходившей в марте 1947 г.) / Мурм. обл. ин-т усовершенствования учителей. – Мурманск : [б. и.], 1947. - 122, [2] с. : ил. - (В помощь учителю).

застави \и тверже и напряженней работать, чтобы опровергнуть отсталое мнение. Это явилось также воспитательным момен­ том. Чтобы отчасти защитить участок от действия северных петров, северная часть изгороди была сделана забором — сплошной стеной. Решено было северо-восточный угол засадить кустарниками. Идея устройства парника возникла при изуче­ нии темы «Рост растения и его регулирование». Принцип устройства был изучен в классе, разобран чертеж, затем сво­ ими собственными силами парничок был срублен и набит. Чувство первого удовлетворения от вновь созданного было омрачено неудачей: навоз почти не разогревался, температура не поднималась. Термометр стал предметом усиленного вни­ мания: навык пользования им учащиеся приобрели быстро. Способы разогревания были использованы и, наконец, темпера­ тура начала подниматься. Вопрос о черноземе для парника также вызвал много творческой и исследовательской работы: изыскивали перегной, находили его недостатки: то в нем мно­ го песка, то он недостаточно перегнил. Затем шло просеивание земли через грохот (самодельный из старого листа железа) и посев в парнике семян огурцов. Последовательно велись наблюдения над прорастанием, над ростом, уход, поливка... Планировка участка предусматривала следующие делянки- і рядки: а) овоще-огородные культуры; б) цветник; в ) ягодники (смородина, малина, шиповник); г ) участок по систематике растений; д ) места для древонасаждения; е) индивидуальные опытнические грядки; ж ) парник. 2. Мероприятия учебно-опытного порядка В связи с программным материалом проводились следую­ щие наблюдения и работы: а ) во время изучения темы «Стебель» — различные типы стеблей и их видоизменения (клубни, луковицы, усы). Яровизация картофеля, роль клубня, глазки, отростки — роль окучивания его; культура лука репчатого, севка; б ) к теме «Вегетативное размножение» — размножение Дикорастущих корнями (малина), отводками и черенками (красная смородина), усами (костяника); в ) в связи с повторением темы «Развитие растений» — подготовка почвы, выгонка рассады, пикировка, пересадка в грунт; яровизация, парниковые культуры, стимулирование и подкормка; наблюдения над стадиями роста; 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz