Методический сборник : (методические материалы 3-й областной педагогической конференции по вопросам краеведения, проходившей в марте 1947 г.) / Мурм. обл. ин-т усовершенствования учителей. – Мурманск : [б. и.], 1947. - 122, [2] с. : ил. - (В помощь учителю).

совсем точные линии изгибов горизонталей, и решили изме­ нить метод работы. Ребята достали лобзик и стали аккуратно и точно выпи­ ливать горизонтали. Первые же изготовленные горы попробовали оклеить бу­ магой, но последняя давала прогибы; этот способ был сразу забракован и заменен шпаклевкой мелом, разведенным клеевой водой. Задача, которая ставилась при организации географиче­ ского кружка, разрешалась в процессе изготовления макета: ребята, наслаивая горизонтали, видели, как они превращаются в рельеф; шпаклюя ступенчатый рельеф, приобрели навык чтения топографической карты и определения характера скло­ нов рельефа; оперируя с высотами и расстояниями, закрепили свое понятие о масштабе, научились разводить столярный клей, работать лобзиком, резать стекло, делать шпаклевку и т. д. Рельеф готов, озера покрыты стеклами, все окрашено зе­ леной краской. На этом 1-й этап работы закончен. Н а оче­ реди составление маршрута по макету и экскурсия на лыжах по этому маршруту по изображенному участку района. Ребята вполне удовлетворены работой кружка и просят продолжить ее дальше: определить границы древесной растительности и отобразить это на макете, но это будет уже 3-м этапом рабо­ ты. Основная же цель уже достигнута: ребята прекрасно изу­ чили рельеф района во всех деталях; высоту гор, характер их склонов; узнали местные названия, расположение местности по отношению к сторонам горизонта; хорошо научились читать топографическую карту, научились свободно оперировать с масштабом, го-есть хорошо усвоили наиболее трудные разде­ лы из программы 5-го класса'; научились работать лобзиком, алмазом, вырезая стекла для озер, разводить столярный клей, краску, делать шпаклевку, работать с жидким стеклом. Наря­ ду с расширением географического кругозора ребята приобре­ ли ^ряд практических навыков, хотя и незначительных на пер­ вый взгляд, но необходимых в жизни. Работали кружковцы с большим увлечением. В работе умственный труд сочетался с физическим. В итоге имеем ощутимый материальный резуль­ тат нашей работы макет рельефа нашего края, который будет служить прекрасным пособием при изучении рельефа и других разделов программы географии, а также является цен­ ным пособием для изучения нашего края. Учитель географии Мончегорской средней школы № 3 СИЗОВ В. Г..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz