Методический сборник : (методические материалы 3-й областной педагогической конференции по вопросам краеведения, проходившей в марте 1947 г.) / Мурм. обл. ин-т усовершенствования учителей. – Мурманск : [б. и.], 1947. - 122, [2] с. : ил. - (В помощь учителю).

природе пытливыми и любознательными, переселенцы охотно приглашали монахов для открытия школ. Зачастую переселен­ цы годами просили начальство открыть школы. Получив отказ, вновь обращались с этой Іже просьбой. Они охотно собирали средства на содержание школ и учителей. Распространяя христианство на далеких окраинах России, церковь играла некоторую прогрессивную роль. Она вместе с тем распространяла элементы культуры. В своем .влиянии на народ церковь широко использовала школы. Изучение закона бо- жия было обязательным для всех. С особым старанием церковь привлекала в школу саамов. Не зная ни русского, ни тем бо­ лее церковно-славянского языка, дети саами не могли усвоить «премудрости божией» и убегали из школы. Естественно, что попы были недовольны побегами своих учеников. Нотозерский священник Павел Дмитриев жалуется Архангельскому еписко­ пу Нафанаилу: «Лопари, вероятно, опасались лишних расхо­ дов, под разными предлогами не соглашались на открытие школ. И если бы не подействовала светская власть, школы бы не было». Священникам приходилось обращаться к чиновникам за помощью привода лопарей в школу. Оторванные от родных, силой увезенные в школу, дети народов Севера находились в жутких условиях. Побывав на Кольском полуострове в 1882 г., Немирович- Данченко писал: «По распоряжению губернатора, священники завели у себя школы, вначале небольшие. У Терентьева было 10 учеников-лопарей. Некоторое время спустя, дело это за ­ глохло. Только несколько лапландцев воспитывалось в школе. Но там их кормят скверно, одевают еще хуже, заставляют жить и зимою в холодных, неотопленных комнатах, делают из них добровольных, даровых работников». Могли ли аборигены Кольского полуострова получить действительное образование и воспитание? Царизм не был заинтересован в этом. Наличие школ, особенно «инородческих», еще не говорило о внедрении подлинной культуры и науки в среду аборигенов Севера. Истинный смысл открытия школ раскрыт словами Кольского иерея Мелентьева. Он говорил, что с учащимися саами не приходится задаваться многим, да и это не нужно по условиям быта их. Достаточно учить их истинам веры и молитве. Грамотность не найдет применения, т. к. при составлении списков и общественных приговоров старшина и писарь требуют не росписи, а постановки клейма». В словах иерея вскрыта нехитрая логика, ярко вскрыто и от­ ношение к «инородцам». Даже в организованных позже 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz