Методический сборник : (методические материалы 3-й областной педагогической конференции по вопросам краеведения, проходившей в марте 1947 г.) / Мурм. обл. ин-т усовершенствования учителей. – Мурманск : [б. и.], 1947. - 122, [2] с. : ил. - (В помощь учителю).

Умбская школа проделала огромную работу. Она написа­ ла историю своего поселка по рассказам местных жителем, географический, экономический очерк своего района, фольклор местного населения и историю школы, в которой она описы­ вает славные дела: перед Великой Отечественной войной школа ?адумала построить свой физкультурный зал. На собрании родители дали обязательство отработать на строительстве две тысячи дней. Учителя обратились с просьбой оказать помощь к рабочим лесозавода, которые обещали им дать брус и доски. Педагоги раз’ехались по лесопунктам, и лесору­ бы в выходной день заготовили необходимый лес, а сплавщи­ ки при'плавили его к лесозаводу. Началась война, и учителя совместно со школьниками своими руками построили физкуль­ турный зал — целое здание в полторы тысячи кубических метров, которое и сейчас обслуживает и школу и взрослых физкультурников села. История школы написана, но славные дела учителей про­ должаются. Около 2 тысяч метров квадратной площади оштукатурено ими своими руками к новому учебному году. Си­ ла животворного советского патриотизма движет ими, любовь к своему краю, к своей школе. И это будет понятно, если сказать, что 14 учителей школы были раньше ее учениками- Они тут учились, здесь и преподают. Той же любовыо к своему родному краю веет от работ учащихся. Не только познать свой край, но и изменить его на благо Родины — наша задача. Такая мысль руководила участниками физико-математического кружка, когда они задумали написать свое сочинение: «Река Умба и электрификация района». В процессе этой работы учащиеся 9 класса поставили перед собой задачу— изучить режим реки Умбы и составить проект электрификации с. Умбы и ближайших селений Т е р ­ ского района. Под руководством учителя Рюнгенен физико-математиче­ ский кружок изучил место постройки ГЭС , выяснил вопрос изыскания местных строительных материалов и разработал проект плотины и станции. Для этого собраны сведения о режиме реки и грунтах; изучен справочный материал о существующих типах плотин и ГЭ С ; установлена возможность мощности; произведен рас­ чет потребности расхода электроэнергии потребителями. При выборе типа сооружения кружковцы остановились на двух противоположных вариантах: первый вариант — обычная плотина, второй — устройство короткого акведука, подводя­ щего -воду в аванкамеру станции. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz