Методический сборник : (методические материалы 3-й областной педагогической конференции по вопросам краеведения, проходившей в марте 1947 г.) / Мурм. обл. ин-т усовершенствования учителей. – Мурманск : [б. и.], 1947. - 122, [2] с. : ил. - (В помощь учителю).

Сильные ветры поднимают песок, который сечет листья расте­ ний. Скептически отнеслось местное население к затее школы. Но работа на участке себя оправдала. От опытничества школа переходит к новаторству (гибридизация, скрещивание растений, прививки, акклиматизация), а также к бэльшим общественно­ полезным делам по озеленению, внедрению разнообразных огородных культур в хозяйства колхозников, а также зерновых в севооборот колхоза. В процессе работы на участке приходилось преодолевать различные трудности: тяжелые почвенные и * климатические условия. Преодоление этих трудностей дает большой воспита­ тельный эффект: развивает волю, организованность, целе­ устремленность, упорство в достижении поставленных целей, прививает коллективные навыки — воспитывает коммунистиче­ ское отношение к труду. Работа на пришкольном участке имеет и большое познава­ тельное значение: знания учащихся 5— 7 классов, проверенные методистом И У У т. Шангиной 3 . Э., показали уменье связать теоретические знания с практикой сельского хозяйства. , Если бы школы Мурманска, Кировска, Кандалакши, Лов- озера, Мончегорска, Полярного и Гремихи провели такую же работу, сравнительные результаты ее имели бы большое науч­ ное значение. Очень интересна работа по естествознанию т. Всеводки- ной М. Г. (2 -я женская средняя школа г. Мурманска). Весь курс ботаники она изучает на наглядном материале, изготов­ ленном самими учащимися. В живом уголке ведется наблюдение над растениями ( 9 0 шт.). По всем темам программы прово­ дятся массовые опыты, которые закладывают учащиеся у себя дома, тщательно фиксируя в дневниках, сопровождая эти за­ писи чертежами и зарисовками. Т а к проведены опыты прора­ щивания семян, изучения их состава, изучения почек и пр. Не­ которые опыты, например, — «Как проникают соли в корень» ученица закладывает дома в порядке индивидуального зададия, затем демонстрирует и об’ясняет его в классе при прохождении темы. Т а к же проведены работы по выращиванию традесканции в растворе минеральных солей и в дистиллированной воде, образование крахмала на свету и др. После проведения опытов учащиеся готовят наглядные по­ собия: уч. Сальман приготовила окантованный препарат под стеклом строения семени фасоли и др. Ученицы собирают и составляют гербарии. Изготовлены наглядные таблицы по мор­ фологии растений по всему программному материалу: типы кор­ ней, соцветий, расположения жилок листа и др. Это очень 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz