Методический сборник : (методические материалы 3-й областной педагогической конференции по вопросам краеведения, проходившей в марте 1947 г.) / Мурм. обл. ин-т усовершенствования учителей. – Мурманск : [б. и.], 1947. - 122, [2] с. : ил. - (В помощь учителю).

В 3-й мужской семилетней школе, изучая область тундры, Северный Ледовитый океан, учащиеся прослушали ряд бесед о плавании в северных морях; ученики Богданов и Жданов, по­ бывавшие с родителями на островах, сделали доклады о птичь­ их базарах на краеведческом кружке. По теме <В Заполярном совхозе» была проведена экскурсия в Зверосовхоз. Тему «Поч­ ва и полезные ископаемые» учащиеся изучили на конкретном материале. Во время экскурсии на дточвенное обнажение были взяты образцы почв и на уроках естествознания проведены практические работы но определению свойств почвы, сделаны зарисовки (Учительница Горская). В 4-й начальной школе г. Кандалакши (3-й класс) прове­ ден ряд практических работ по с емке плана местности школы с условными обозначениями и рисунками: план окрестностей школы, дорога от дома, до школы, план угодий и др. Работу выполнял каждый ученик, а из лучших работ составлен альбом. В этой же школе после бесед на темы «Лес в народном хозяй­ стве СССР» , «Куда идет продукция нашего завода» проведена экскурсия на завод ,где учащимся показали процесс деревообра­ ботки на заводе. Результаты этой работы оформлены на вит­ рине «Обработка дерева». «На основе этих опытов, экскурсий, практических работ и предметных уроков знания детей становятся конкретными, пе­ ред ними раскрываются простейшие, доступные их пониманию связи между отдельными явлениями природы, на ярких приме­ рах показывается, как человек использует природу для прак­ тических целей. Этим закладывается прочный фундамент мате­ риалистического понимания явлений природы». (И з программы начальной школы). Кроме того, эта работа дает учащимся навыки в наблюде­ нии и обобщении материала, практические уменья, развивает в них самодеятельность и инициативу, навыки самостоятельной работы, что имеет большое значение с точки зрения комму­ нистического воспитания. Широко развернулась краеведческая работа и с учащимися 5— 10 классов. Интересен опыт т. Иноиина (Кузомень). Он организовал Пришкольный участок, как базу для активизации работы по естествознанию. Учком и пионерорганизация составили план- расписание работы с заданием каждому классу (5, 6. 7 ). На месте пустыря ученики увидели плоды своего труда — огоро­ женный благоустроенный участок. Сделали парник, идея уст­ ройства которого возникла в связи с темой «Рост растения и 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz