Методический сборник : (методические материалы 3-й областной педагогической конференции по вопросам краеведения, проходившей в марте 1947 г.) / Мурм. обл. ин-т усовершенствования учителей. – Мурманск : [б. и.], 1947. - 122, [2] с. : ил. - (В помощь учителю).
В 3-й мужской семилетней школе, изучая область тундры, Северный Ледовитый океан, учащиеся прослушали ряд бесед о плавании в северных морях; ученики Богданов и Жданов, по бывавшие с родителями на островах, сделали доклады о птичь их базарах на краеведческом кружке. По теме <В Заполярном совхозе» была проведена экскурсия в Зверосовхоз. Тему «Поч ва и полезные ископаемые» учащиеся изучили на конкретном материале. Во время экскурсии на дточвенное обнажение были взяты образцы почв и на уроках естествознания проведены практические работы но определению свойств почвы, сделаны зарисовки (Учительница Горская). В 4-й начальной школе г. Кандалакши (3-й класс) прове ден ряд практических работ по с емке плана местности школы с условными обозначениями и рисунками: план окрестностей школы, дорога от дома, до школы, план угодий и др. Работу выполнял каждый ученик, а из лучших работ составлен альбом. В этой же школе после бесед на темы «Лес в народном хозяй стве СССР» , «Куда идет продукция нашего завода» проведена экскурсия на завод ,где учащимся показали процесс деревообра ботки на заводе. Результаты этой работы оформлены на вит рине «Обработка дерева». «На основе этих опытов, экскурсий, практических работ и предметных уроков знания детей становятся конкретными, пе ред ними раскрываются простейшие, доступные их пониманию связи между отдельными явлениями природы, на ярких приме рах показывается, как человек использует природу для прак тических целей. Этим закладывается прочный фундамент мате риалистического понимания явлений природы». (И з программы начальной школы). Кроме того, эта работа дает учащимся навыки в наблюде нии и обобщении материала, практические уменья, развивает в них самодеятельность и инициативу, навыки самостоятельной работы, что имеет большое значение с точки зрения комму нистического воспитания. Широко развернулась краеведческая работа и с учащимися 5— 10 классов. Интересен опыт т. Иноиина (Кузомень). Он организовал Пришкольный участок, как базу для активизации работы по естествознанию. Учком и пионерорганизация составили план- расписание работы с заданием каждому классу (5, 6. 7 ). На месте пустыря ученики увидели плоды своего труда — огоро женный благоустроенный участок. Сделали парник, идея уст ройства которого возникла в связи с темой «Рост растения и 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz