Методический сборник : (методические материалы 3-й областной педагогической конференции по вопросам краеведения, проходившей в марте 1947 г.) / Мурм. обл. ин-т усовершенствования учителей. – Мурманск : [б. и.], 1947. - 122, [2] с. : ил. - (В помощь учителю).

предметные уроки ио ознакомлению с минералами области. После экскурсии в окрестности города с целью сбора кол­ лекций природного материала в 4 классе был проведен урок на тему: «Гранит»; у каждого ученика на парте лежал кусочек гранита, над составом которого проводились наблюдения, — эю лучший способ борьбы с формализмом в знаниях учащихся. Опыт этого учителя использован во всех 4-х классах 8-й шко­ лы г. Мурманска. В 3-х классах 2-й женской средней школы г. Мурманска учителя так организовали краеведческую работу: Для ознакомления с формами земной поверхности была проведена экскурсия на высокое место, откуда учащиеся наблю­ дали горизонт, определили по компасу стороны горизонта, от­ мечая в тетрадях основные направления; ознакомились непо средственно с формами земной поверхности (холм, гора, залив и пр.), нанесли условные обозначения на план и определили поверхность (холмистая, низменная). По теме «Хлебные рас­ тения» дети ознакомились с работой П О ВИ Р ’а; был проведен предметный открытый урок. Была организована экскурсия во двор школы на место посева овса. Каждый ученик взял по стеблю растения. В классе во время урока изучены стебель, корень и колос растения на наглядном материале. По теме «Осень» на экскурсии были соб­ раны сорняки и составлен гербарий «Сорняки нашего края». При изучении темы «Школа и товарищи» Дети узнали о школах, техникумах и институтах области. По теме «Обитатели вод» была проведена экскурсия в ПИН РО и просмотрена кар­ тина «Траловый лов». По теме «Пути сообщения» дети узнали о героях-североморцах и летчиках, о славных партизанах, о де­ путате Верховного Совета Р С Ф С Р т. Платонове. (Учителя Лукшина и Солонова). Между всеми учителями 3-х классов были распределены задания: 3-а класс изготовил альбом птиц и гербарий сорняков нашего края и написал сочинение «Полярная ночь», З-б класс приготовил альбом животных, провел наблюдение за посажен­ ными в классе растениями и написал сочинение «Вот и солнце взошло»; 3-г класс составил альбом «Мурманск прежде и те­ перь» и написал сочинение «Проспект Сталина»; 3-д класс из­ готовил альбом «Рыбы Баренцева моря» и написал сочинение «Строение рыбы, питание, способ передвижения» и др.; 3-в класс изготовил гербарий растений нашего края и написал сочі-гнение «Наш залив»; 3-е класс составил альбом морских животных и написал сочинение «Северный олень». Затем клас­ сы обменялись изготовленными ими пособиями, давая таким образом возможность широко применить наглядность в препо­ давании. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz