Методический сборник : (методические материалы 3-й областной педагогической конференции по вопросам краеведения, проходившей в марте 1947 г.) / Мурм. обл. ин-т усовершенствования учителей. – Мурманск : [б. и.], 1947. - 122, [2] с. : ил. - (В помощь учителю).

С Р Е Д Н Я Я Ш К О Л А П о с е л о к Ле с н о й Древнейшим населением Кольского полуострова являются саами. Племя «лопь», или лопари, упоминается уже в уставе Ярослава Мудрого. С X I века саами стали данниками новго­ родцев. Дикость и невежество царили среди населения. Саами, по свидетельству древней рукописной книги Соловецкого мона­ стыря «Сад спасения», были «Яко звери© дивие, живуще в пустынях непроходимых, в расселинах каменных, не имуще ни храма, ни иного потребного к жительству человеческому, токмо животными питахуся, зверьми и птицами и морскими рыбами». Возможно, что распространение христианства дало бы толчок к распространению культуры, в частности грамотности, но новгородцы являлись на Кольский полуостров для извлече­ ния богатств этого края, притесняли и обирали жителей, и христианство долгое время не имело успеха среди местного населения. Саами предпочитали оставаться язычниками и по­ клоняться своим идолам, которые не требовали таких обиль­ ных приношений, как боги христианские. Саами, спасаясь от насилия и грабежа новгородцев, уходили в горы и пустынные тундры. Т а к шли годы, так шли столетия. На лучших м,естах уже возникали первые поселения русских из новгородцев, но никто еще не думал о просвещении, о народном образовании. Царские чиновники считали невозможным открытие школ для детей саами, мотивировали кочевым, образом жизни саами и слабым знанием ими русского языка. О создании письмен­ ности для саами и организации интернатов вопрос не стоял. Был и еще один аргумент: в большинстве саамских погостов не было церквей, поэтому в школе не могло быть священника, без которого не мыслилось преподавание в школе. Не на много лучше обстояло дело с обучением и русского населения. Одна­ 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz