Методический сборник : (методические материалы 3-й областной педагогической конференции по вопросам краеведения, проходившей в марте 1947 г.) / Мурм. обл. ин-т усовершенствования учителей. – Мурманск : [б. и.], 1947. - 122, [2] с. : ил. - (В помощь учителю).
верные сыны іее — учителя. Ушло много учителей, ушли сель ские активисты в партизанские отряды защищать родную землю, Советскую власть. Закрылось много школ. В остав шихся резко ухудшилось положение. Один из учеников Нотозерской школы пишет: «Учитель ница ушла с красными. Иностранцы привезли попа Назара С.ивцова. Поп всегда бывает пьян. Сильно бьет ребят линей кой, дерет за уши, таскает за волосы. Мы все разбежались из школы». Стараясь захватить несметные богатства полуострова, интервенты совершенно не заботились о нуждах населения. О положении учителей можно судить из телеграмм и пи сем, посланных в Александровскую Земскую Управу. Телеграммы: 1. «Условия тяжелой жизни Уре принуждают меня про сить перевода Кольскую школу» учительница Синякова ( 1 9 1 9 г. февраль). 2. Учительница Петрова из Чапомы телеграфирует: «Когда вышлите жалование не получала июня нуждаюсь». ( 1 8 /Х -1 8 г.). 3. «Нахожусь в трудном положении жалования не полу чал сентября м-ца прошу выслать телеграфом» телеграфирует Пулозерский учитель Туфанов. ( 5 / 1 ІІ-18 г.). 4. Чапомы Александровск Земуправе «Убедительно прошу жалование заставляете голодать учительниц Чапомы Тетрино Пялицы». ( 2 1 /Ѵ - 1 8 г .). (Архив. Дело •— лист 57. Пере писка со школами). Положение населения все больше ухудшалось. Люди пух ли с голода, появилась эпидемия. Кольский учитель Насенов в 1920 году пишет в Александровскую Земскую Управу: «Настоящим имею донести, что во вверенном мне училище ввиду массового заболевания учащихся и отсутствия дров занятия прекратил». (Дело № 4, Архив). Учительница Пирогова из Оленицы телеграфирует о ка тастрофическом положении школы: «Шлите немедленно денег топить нечем дров нет, холодно школе заниматься не могу». ( 1 9 2 0 г .). Учительница эта теперь работает директором д/дома № 4. От всех школ полуострова изобильным потоком сыплются жалобы на отсутствие дров, тетрадей, книг, чернил, ка рандашей... Временное Северное правительство, будучи игрушкой в руках интервентов, не могло помочь школам. Оно пошло по пути запрещения расширения школьной сеги, закрытия школ. Так, в телеграмме на имя Александровской Земской Управы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz