Методический сборник : (методические материалы 3-й областной педагогической конференции по вопросам краеведения, проходившей в марте 1947 г.) / Мурм. обл. ин-т усовершенствования учителей. – Мурманск : [б. и.], 1947. - 122, [2] с. : ил. - (В помощь учителю).

верные сыны іее — учителя. Ушло много учителей, ушли сель­ ские активисты в партизанские отряды защищать родную землю, Советскую власть. Закрылось много школ. В остав­ шихся резко ухудшилось положение. Один из учеников Нотозерской школы пишет: «Учитель­ ница ушла с красными. Иностранцы привезли попа Назара С.ивцова. Поп всегда бывает пьян. Сильно бьет ребят линей­ кой, дерет за уши, таскает за волосы. Мы все разбежались из школы». Стараясь захватить несметные богатства полуострова, интервенты совершенно не заботились о нуждах населения. О положении учителей можно судить из телеграмм и пи­ сем, посланных в Александровскую Земскую Управу. Телеграммы: 1. «Условия тяжелой жизни Уре принуждают меня про сить перевода Кольскую школу» учительница Синякова ( 1 9 1 9 г. февраль). 2. Учительница Петрова из Чапомы телеграфирует: «Когда вышлите жалование не получала июня нуждаюсь». ( 1 8 /Х -1 8 г.). 3. «Нахожусь в трудном положении жалования не полу­ чал сентября м-ца прошу выслать телеграфом» телеграфирует Пулозерский учитель Туфанов. ( 5 / 1 ІІ-18 г.). 4. Чапомы Александровск Земуправе «Убедительно прошу жалование заставляете голодать учительниц Чапомы Тетрино Пялицы». ( 2 1 /Ѵ - 1 8 г .). (Архив. Дело •— лист 57. Пере­ писка со школами). Положение населения все больше ухудшалось. Люди пух­ ли с голода, появилась эпидемия. Кольский учитель Насенов в 1920 году пишет в Александровскую Земскую Управу: «Настоящим имею донести, что во вверенном мне училище ввиду массового заболевания учащихся и отсутствия дров занятия прекратил». (Дело № 4, Архив). Учительница Пирогова из Оленицы телеграфирует о ка­ тастрофическом положении школы: «Шлите немедленно денег топить нечем дров нет, холодно школе заниматься не могу». ( 1 9 2 0 г .). Учительница эта теперь работает директором д/дома № 4. От всех школ полуострова изобильным потоком сыплются жалобы на отсутствие дров, тетрадей, книг, чернил, ка­ рандашей... Временное Северное правительство, будучи игрушкой в руках интервентов, не могло помочь школам. Оно пошло по пути запрещения расширения школьной сеги, закрытия школ. Так, в телеграмме на имя Александровской Земской Управы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz