«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

Как ткали. Как пекли пироги. Какая была в доме утварь. Во что одевались старые по­ морки. Как проходил обряд венчания. Глафира Николаевна терпеть не могла поспешной суеты, небрежности. За что бы ни бралась - выполняла добросовестнейшим образом! И в людях, пожалуй, более всего ценила трудолюбие. Эпиграфом ко всей ее жизни я поставила бы строчки, мимо­ ходом оброненные ею в заветной тетрадке: «Вообще я любила и люблю наблюдать за процессом труда, и если что сама делаю, то сначала все обдумаю». С удовольствием вспоминает она бабушку - Клавдию Васильевну Шульгину, ставшую для нее «первой учительницей домоводства». «Она была на все мастерица. Ткала полотна, особенно весной, когда дни становились длинными. В кухне ставился станок, на мотовилах растягивались нитки, заправлялись в станок... И бабушка начи­ нала ткать из льна, из конопли полотно на полотенца, на скатерти, ткала половики на пол. Мне все это очень нравилось. Хозяйка она была изумительная. В доме чисто, уют­ но. Клавдия Васильевна хорошо по-деревенски стряпала, умела ухаживать за коровой, овцами (конем ведал дед). Всегда у нее на огороде лучше всех росли овощи. Умела шить. На зиму запасала много ягод. Все говорили, что первая ягода - у Васильевны...» ...Читаю это - и как бы вижу саму Глафиру Николаевну. Передались ей от ее бабушки старание и умение все выполнять отменно - «на ять!» За что уж бралась - не отступалась! Только на долю Глафиры Николаевны вы­ пал не деревенский труд - городской, учительский. Послужной список Петровой Г.Н. начинается с 1924 года. Именно в этот дале­ кий год приехала она из Ленинграда (где училась в Герценовском педагогическом ин­ ституте) в Мурманск. Именно здесь нашлось место для опальной по тем временам «до­ чери священнослужителя». Исходя из ее неблагонадежного социального происхожде­ ния, ей не позволили закончить вуз. Молоденькая Граня приехала в необжитые север­ ные края в надежде хоть как-нибудь пригодиться делу народного образования в Совет­ ской России. Замечу, что никакого злопыхательства по отношению к «системе» у Гла­ фиры Николаевны никогда не было. С детства приученная уважать чужое страдание, она прониклась сочувствием к идеям социализма. И верно служила им на протяжении всей своей педагогической деятельности. К репрессивным методам, в том числе и к своему исключению из института, относилась «с пониманием». Пыталась отличной ра­ ботой оправдать доверие общества. Герценовский штурмовала настойчиво. Не отсту­ пилась! Диплом о высшем филологическом образовании получила лишь после войны. И очень гордилась тем, что училась у знаменитой петербуржской «гвардии» профессо­ ров! Ее рассказы о лекциях, экзаменах, демократических отношениях преподавателей и взрослых студентов-заочников надолго запомнились мне. Герценовский стал в моем воображении эталоном преподавания филологических дисциплин (что, бесспорно, так и есть). А в далеком 24 году Глафира Николаевна начала работать учительницей русско­ го языка и литературы в НСШ № 3. Потом преподавала в 10-й мужской школе. Во вре­ мя войны с маленькой дочкой на руках оказалась в Онеге, директорствовала в одной из районных поселковых школ. В 1944 вернулась в Мурманск. С этого времени и берет должный разбег ее славная педагогическая деятель­ ность на Мурмане. За короткий срок Глафира Николаевна зарекомендовала себя как знающий преподаватель русской словесности. Много лет отдала труду завуча в 1-й мур­ манской школе. Была известным в области инспектором облоно. Опыт и знания позво­ лили ей в пятидесятые годы работать сначала в мурманском педагогическом училище, а затем возглавить деканат факультета начального образования Мурманского педин­ ститута. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz