«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.
Мать Глафиры Николаевны была младшей дочерью в многодетной семье свя щенника Шульгина. Дед рано ушел из жизни: после крестин в отдаленном селе тонул с повозкой в весенней полынье, простудился, слег и в скором времени скончался. Бабуш ка Глафиры Николаевны осталась совсем молодой с шестью детьми на руках. Жизнь младшенькой Клавдии складывалась трудно. Но она оказалась не из робкого десятка. Жизнелюбивая. Веселая. Работящая. Имела неоспоримое нравственное влияние на суп руга: ее слово было для него всегда значимым. Именно по инициативе Клавдии Михай ловны муж уехал из благополучного Архангельска в отдаленное село, дабы избежать лишних городских соблазнов и всецело посвятить себя религиозному служению и вос питанию детей. Семья Петровых всегда жила сплоченно и душевно весело. В будущее смотрели с оптимизмом. Принимали участие в современной жизни. Им, религиозно настроенным людям, не чуждо было сочувствие рабочему движению. Читали книги Горького. Пели революционные песни. Молодость и чувство времени не изменяли этим талантливым и щедрым сердцем людям. Не отгораживали от мира и своих детей. Они росли внима тельными, чуткими к чужому горю. Всегда почитали и своих родителей. В заметках Глафиры Николаевны о них говорится с неизменной теплотой: «Ма ма у нас была веселая, общительная, любила петь, танцевать, ходить в гости с отцом. В новогодние святки ездили маскированными к знакомым. В этот период жизни родите лям не было еще и тридцати, хотелось пожить повеселее. Отец же занимался фотогра фией, делал своими руками какие-то приборы, много читал». Что-что, а уж читали в семье Петровых всегда много и с удовольствием. Книга с детских лет была для Глафиры Николаевны чем-то обязательным, непреложным, но вместе с тем чудесным, обещающим невероятные открытия прежде не изведанного. «Читать я научилась быстро и книгу с ранних лет любила. Во втором классе я уже записалась в детскую библиотеку и взяла первую книгу «Конек-Горбунок». Но ка кое же произошло несчастье! Моя маленькая сестренка Шура вырвала две картинки! Я плакала до тех пор, пока мама не купила новую книжку, которую я тотчас же снесла в библиотеку. Все бы хорошо... Но я страшно была огорчена тем, что у меня взяли и ту, которая была испорчена (как хотелось оставить в доме полюбившуюся сказку!) Читала я в детстве разные книжки, иногда лежа, глядя на папу. Иногда читала в сумерки. Поэтому я, как и отец, близорука...» Эти строчки невольно заставляют меня вновь обратиться к произведению А. Бруштейн «Дорога уходит вдаль». Думаю, самой Глафире Николаевне интеллигент ная атмосфера семьи Сашеньки Яновской: ее дружба с отцом-доктором, сочувствие ре волюционным настроениям эпохи - были близки. В таких семьях, прежде всего, воспитывали душевную восприимчивость, со страдательность. Это относилось как к людям (нет чужого горя), так и к миру в целом. Глафира Николаевна умела восхищаться прекрасным, имела тонкий эстетический вкус. И не мудрено. Из биографических заметок можно узнать, что ее первым почти художе ственным потрясением стал вид Соловецкого монастыря, в который семья заезжала по пути из Архангельска в Чапому. Глафира Николаевна подробнейшим образом описы вает свои детские впечатления. Запомнились общий величественный облик монастыря, вековые стены, молящиеся о чуде прихожане. Но помимо чисто монастырских и архи тектурных достопримечательностей, в детской памяти сохранились... приморские чай ки. «Их никто не обижал. Идешь по мосточкам, а рядом на гнезде сидит чайка, и никто ее не трогает». В скромных записях Глафиры Николаевны удивляет ее наблюдательность. У ав тора, что называется, зоркий глаз. Особое внимание ко всякого рода процессам труда. 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz