«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

стежь раскрытые в доме окна. На стене —любимая хозяйкой картина - «Венеция». На письменном столе - фарфоровая салатного цвета настольная лампа, белая ваза с первой сиренью. В комнате - дружелюбная компания взрослых, солидных людей. Радостное оживление при появлении блюда с румяными пирожками. «Гранюшка! Ты в нашу баб­ ку пошла! Умеешь хозяйничать! Мастерица пирожки печь!» Так неизменно восхища­ лись старшей сестрой Граней младшие - Леля и Глаша. Вообще в семье Петровых было шестеро детей. Чувствуя ответственность за родных, Глафира Николаевна помогла своим сестрам и брату Константину «устроиться в жизни», выжить в трудную годину революционных и военных событий. Из года в год Первое мая собирало всех вместе. Праздник! Детям (мне - «люби­ мой крестнице» - в том числе) отводился отдельный круглый столик для чаепития. Взрослые, утрачивая пугающую педагогическую солидность, оживленно разговарива­ ли. Брат Глафиры Николаевны - Константин Николаевич Петров (школьный учитель физики, одним из первых в городе награжденный за свой труд орденом Ленина) - с не­ подражаемым юмором рассказывал учительские байки. Засиживались долго. Иногда пели какие-то красивые грустные старинные песни... Но я отвлеклась. Ведь речь шла о книге, которую Глафира Николаевна так и не написала. Но, оказывается, начинала этот желанный труд. Только в этом году я узнала о том, что тетрадка с начальными главами бережно хранится у дочери Глафиры Николаевны - Елены Ивановны Анкудиновой (учителя географии 36-й мурманской средней школы). По моей просьбе Елена Ивановна переда­ ла ее на время мне. Надо ли говорить об испытанном мною волнении, когда я открыла эти мемуарные записи. До боли знакомым почерком исписано чуть больше двадцати тетрадных страни­ чек. Но с них смотрит на тебя Прошлое. Можно сказать, сама История. Дореволюцион­ ное Поморье. Архангельск начала XX века. Соловецкий монастырь. Беломорское село Чапома... Заметки обрываются внезапно... Но успеваешь составить впечатление и о быте, и о нравах того времени. И самое главное, понимаешь, почему Глафира Николаевна стала именно такой, какой многие ее любили, уважали и помнили. Простой. Сердечной. Честной. Трудолюбивой. Порядочной. Исток всему - данное ей родителями воспитание, их личный пример. Со стороны отца - Николая Михайловича Петрова - Глафира Николаевна про­ исходит из семьи священнослужителей. Деду - Михаилу Александровичу - в силу ма­ териального затруднения окончить духовное училище не довелось, но грамоту он усво­ ил хорошо, отличался любовью к русской словесности, обладал красивым благородным почерком. Его сын - Николай - пошел по отцовским стопам. Начальное духовное образо­ вание позволило ему служить дьячком в одном из поморских сел близ Онеги. Там он женился на Клавдии Михайловне Шульгиной, дочери священника. С ней прожил дол­ гую счастливую жизнь. В этом браке родилось шестеро детей. Старшая - в 1903 году - Глафира. Николай Михайлович одно время жил с семьей в Архангельске. Сперва рабо­ тал экономом в Архангельском епархиальном училище (там получали образование де­ вочки - дочери духовенства Архангельской епархии), а с 1910 года, после торжествен­ ного рукоположения, стал дьяконом училищной домовой церкви. В 1912 году в силу семейных обстоятельств семья Петровых (отец с супругой и уже трое маленьких детей) перебралась в село Чапому, где Николай Михайлович слу­ жил в местной церкви. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz