«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.
«Первое. Не халтурь, не будь белоручкой, не отказывайся от любой нагрузки, работы. “Трудяг” не всегда уважают, но всегда ценят, особенно начальники. Ты “тру доголик”, поэтому “прокола” здесь у тебя не будет. Но знай, что ассистентов эксплуа тируют нещадно. Второе. Не стесняйся всегда у всех учиться и все спрашивать. Во-первых, это полезно для тебя, а во-вторых, людям очень нравится быть нужными и незаменимыми. Третье. Для тебя оно самое важное - “не высовывайся, смири гордыню”. Работай много, творчески, но при этом лишний раз “не светись”, старайся делать вид, что хорошие результаты - это заслуга старших товарищей и начальства. Еще луч ше сказать: “Ничего особенного не было, просто повезло...”. До тех пор пока ты не защитился, “хоть на ушах стой”, для всех на кафедре и в институте ты будешь “шестеркой”. А теперь запиши совет: “Перестань заниматься ерундой: туризмом, поисковой работой, каким-то шефством над захоронением... Все это глупость, личная блажь. Этим не утвердиться. В институте это никому не нужно. Не нужен и твой краеведческий му зей. Может, наша кафедра или кафедра истории СССР встретили его появление друж ными аплодисментами? Тебе кто-то помог? Кому нужны лишние хлопоты... И последнее. Не рассказывай о своих публикациях. Это раздражает тех доцен тов, у которых их мало. Пиши, но... не афишируй. Да, чуть не забыла еще одно “желез ное правило”. Не отрывайся от коллектива. Принимай участие во всех его мероприяти ях (“посиделках”). Неважно, нравятся они тебе или нет. Запомни: стратегия кафедры и все принципиальные вопросы решаются за праздничным столом и после праздника, анализируется, “кто кому, что и как сказал...”». Я навсегда благодарен Галине Борисовне за доверительность, дружбу, за то, что она помогла быстро освоить ряд прикладных педагогических спецкурсов. Я всегда tпомню, как в меру своих возможностей она старалась и помочь мне, и защитить, и «прикрыть»... Но некоторые ее правильные житейские советы я выполнять не стал, да и не мог, так как пришел в институт уже в зрелом возрасте, став ведущим учителем истории г. Мурманска, уже со сформировавшимися убеждениями и принципами, со своей иерар хией жизненных ценностей. Галина Борисовна всегда считала меня любимым студентом и сначала называла по имени, а потом окрестила не типичным для советского общества словом «сэр». Она произносила его с десятками оттенков, вкладывая в зависимости от ситуации и своего настроения диаметрально противоположный смысл: от любви до сарказма. Например, если в какой-то день я «забегался» и вечером не позвонил Галине Бо рисовне, то утром она холодно заявляла: «У сэра сдает память, телефон мой забыл, а может, зазнался». Или с обидой: «Сэр, ты десять дней шлялся по Хибинам и не принес мне красивых камней!» (А дело было зимой!) Иногда и с гордостью: «Ну, сэр, как мы с тобой доцентам нос утерли!» За этой короткой фразой стоит «море» информации. Я долго работал ассистентом, несмотря на стаж и значительное количество публикаций, в том числе и книг, так как был «неосте- пененный». Галина Борисовна тоже не защитилась и была лишь старшим преподавате лем. Мы оба от этого испытывали общий дискомфорт. Наверное, нечто подобное испы тывают женщины, засидевшиеся «в девках», когда «доброжелатели» каждый день спрашивают: «Вы еще не вышли замуж?» А история была такая. Однажды приехала в институт министерская проверка. Мы с Галиной Борисовной на два голоса проводили семинарское занятие у студентов по теме «Эстетическое воспитание школьников». Занятие очень понравилось председа телю комиссии известному ученому Е.Б. Бондаревской. Она долго хвалила нас за твор 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz