«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

«Первое. Не халтурь, не будь белоручкой, не отказывайся от любой нагрузки, работы. “Трудяг” не всегда уважают, но всегда ценят, особенно начальники. Ты “тру­ доголик”, поэтому “прокола” здесь у тебя не будет. Но знай, что ассистентов эксплуа­ тируют нещадно. Второе. Не стесняйся всегда у всех учиться и все спрашивать. Во-первых, это полезно для тебя, а во-вторых, людям очень нравится быть нужными и незаменимыми. Третье. Для тебя оно самое важное - “не высовывайся, смири гордыню”. Работай много, творчески, но при этом лишний раз “не светись”, старайся делать вид, что хорошие результаты - это заслуга старших товарищей и начальства. Еще луч­ ше сказать: “Ничего особенного не было, просто повезло...”. До тех пор пока ты не защитился, “хоть на ушах стой”, для всех на кафедре и в институте ты будешь “шестеркой”. А теперь запиши совет: “Перестань заниматься ерундой: туризмом, поисковой работой, каким-то шефством над захоронением... Все это глупость, личная блажь. Этим не утвердиться. В институте это никому не нужно. Не нужен и твой краеведческий му­ зей. Может, наша кафедра или кафедра истории СССР встретили его появление друж­ ными аплодисментами? Тебе кто-то помог? Кому нужны лишние хлопоты... И последнее. Не рассказывай о своих публикациях. Это раздражает тех доцен­ тов, у которых их мало. Пиши, но... не афишируй. Да, чуть не забыла еще одно “желез­ ное правило”. Не отрывайся от коллектива. Принимай участие во всех его мероприяти­ ях (“посиделках”). Неважно, нравятся они тебе или нет. Запомни: стратегия кафедры и все принципиальные вопросы решаются за праздничным столом и после праздника, анализируется, “кто кому, что и как сказал...”». Я навсегда благодарен Галине Борисовне за доверительность, дружбу, за то, что она помогла быстро освоить ряд прикладных педагогических спецкурсов. Я всегда tпомню, как в меру своих возможностей она старалась и помочь мне, и защитить, и «прикрыть»... Но некоторые ее правильные житейские советы я выполнять не стал, да и не мог, так как пришел в институт уже в зрелом возрасте, став ведущим учителем истории г. Мурманска, уже со сформировавшимися убеждениями и принципами, со своей иерар­ хией жизненных ценностей. Галина Борисовна всегда считала меня любимым студентом и сначала называла по имени, а потом окрестила не типичным для советского общества словом «сэр». Она произносила его с десятками оттенков, вкладывая в зависимости от ситуации и своего настроения диаметрально противоположный смысл: от любви до сарказма. Например, если в какой-то день я «забегался» и вечером не позвонил Галине Бо­ рисовне, то утром она холодно заявляла: «У сэра сдает память, телефон мой забыл, а может, зазнался». Или с обидой: «Сэр, ты десять дней шлялся по Хибинам и не принес мне красивых камней!» (А дело было зимой!) Иногда и с гордостью: «Ну, сэр, как мы с тобой доцентам нос утерли!» За этой короткой фразой стоит «море» информации. Я долго работал ассистентом, несмотря на стаж и значительное количество публикаций, в том числе и книг, так как был «неосте- пененный». Галина Борисовна тоже не защитилась и была лишь старшим преподавате­ лем. Мы оба от этого испытывали общий дискомфорт. Наверное, нечто подобное испы­ тывают женщины, засидевшиеся «в девках», когда «доброжелатели» каждый день спрашивают: «Вы еще не вышли замуж?» А история была такая. Однажды приехала в институт министерская проверка. Мы с Галиной Борисовной на два голоса проводили семинарское занятие у студентов по теме «Эстетическое воспитание школьников». Занятие очень понравилось председа­ телю комиссии известному ученому Е.Б. Бондаревской. Она долго хвалила нас за твор­ 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz