«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

В.В. Дранииіников друзья н е уходят... (О Г.Б. Садовской) Галина Борисовна Садовская, или, как ее, любя, называли «наша Г.Б.» - знако­ вая фигура не только в истории МГПИ, но и в истории развития образования всего Кольского края. В МГПИ всегда было много самобытных, талантливых преподавателей (ученых, методистов), но Галина Борисовна отличалась от всех ярко выраженным педагогиче­ ским мастерством, талантом побуждать студентов на любые самые скучные, формаль­ ные школьные мероприятия, превращая их в творческие дела. Наверное, в памяти разных людей Галина Борисовна осталась «разным» челове­ ком, и все-таки у всех со знаком «плюс», потому что, несмотря на свою эмоциональ­ ность, а иногда несдержанность, была человеком искренним, добрым, непримиримым к халтуре, умеющим учитывать возрастные и психологические особенности людей, с ко­ торыми общалась. Трения, которые могли возникнуть, быстро устранялись в деятель­ ности, и часто студенты, наблюдая, как они быстро и успешно под руководством пре­ подавателя осваивают практические умения и навыки работы с детьми, становились ее единомышленниками, а нередко и друзьями на многие годы. Галина Борисовна сыграла решающую роль и в моей профессиональной судьбе не только в студенческие годы. С ее «легкой руки» я стал работать учителем в мурман­ ской средней школе № 10. Здесь был прекрасный педагогический коллектив, очень профессиональная, требовательная администрация в лице директора Марии Федоровны Николаевой и з&вуча Клавдии Васильевны Буренковой. В школе были опытные учите­ ля истории, разные, совершенно непохожие друг на друга. В среднем звене работала Людмила Григорьевна Анисимова, выпускница нашего Учительского института, лас­ ковая, доброжелательная, прекрасно владеющая методикой преподавания. Евгений Александрович Абросимов вел историю и обществоведение в старших классах. Внешне спокойный, уравновешенный, не придававший особого внимания современным мето­ дикам, но прекрасно знавший материал и умевший готовить выпускников к сдаче экза­ менов. Школьники любили обоих учителей: у них было чему поучиться. Все это очень помогло мне со временем стать учителем. Именно Галина Борисовна Садовская убедила Б.А. Голуба, заведующего кафед­ рой педагогики, в том, что целесообразно этого выпускника МГПИ взять на кафедру ассистентом. К тому времени я уже 12 лет проработал учителем истории, сдал канди­ датские экзамены. Но главный «козырь» Галины Борисовны состоял в том, что я много лет плодотворно сотрудничаю с институтом: даю открытые уроки, беру студентов на практику, участвую в научно-практических конференциях, проводимых институтом на разных кафедрах - педагогики, истории СССР, литературы. Очень скоро я стал понимать, что институт для начинающего ассистента, по сравнению со школой, далеко не райский уголок, особенно в плане межличностных от­ ношений между преподавателями на кафедре и между кафедрами. Было очень трудно понять, почему специалисты по педагогике и психологии не соблюдают не только об­ щечеловеческую, но и профессиональную этику. Получалось, как у классика: «Суха теория, мой друг, но древо жизни пышно зеленеет...». Галина Борисовна преподнесла мне первые «уроки выживания», которые бази­ ровались на ее житейской мудрости и многолетнем опыте. Некоторые положения этой «народной вузовской» педагогики я даже записал и, конечно, сохранил в памяти. 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz