«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.
отечественной педагогики К.Д. Ушинского есть очень важная мысль: «На воспитание личности можно воздействовать личностью». Плохой воспитатель говорит: «Делай, как надо», хороший - «Делай, как я». Само отношение И.Ф. Ушакова к работе, к людям, к анализу исторических источников несет в себе большой воспитывающий потенциал, который раскрывается не сразу, не всем, но он очевиден. Иван Федорович не был «краснобаем». Его лекции не отличались внешней ярко стью, дешевыми приемами держать внимание слушателей. Мне даже кажется, препода вателя не очень волновало, как его слушают и сколько человек сидит в аудитории. Все, что он говорил студентам, было так важно и интересно самому лектору, что он мог это пересказывать с таким же усердием много раз и для одного человека. Думаю, далеко не все студенты понимали, какого масштаба ученый с ними работал... История, как и все гуманитарные науки, в советское время была крайне идеоло гизированной наукой. Не случайно учителей истории в школе называли «рядовыми идеологического фронта». Объективно во все времена история выполняла (хуже или лучше) социальный заказ государства, выражая интересы тех или иных классов, сосло вий, социальных групп. Прав вождь социалистической революции, утверждая: «Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества». Не принимать или противодейство вать идеологическим требованиям времени в тоталитарном государстве невозможно, если человек желает получить высшее образование, успешно закончить аспирантуру и тем более заниматься гуманитарной наукой. В этом плане И.Ф. Ушаков не мог быть исключением. Идеологический пресс коснулся и его научной деятельности. Первая научная статья И.Ф. Ушакова напечатана в 1949 году в Ученых записках Магнитогорского пединститута и называлась «К вопросу об использовании руд горы Магнитной до Великой социалистической революции». В 1953 году Иван Федорович опубликовал автореферат диссертации «Белорец- кое горнозаводское хозяйство дворян Пашковых в первой половине XIX ве^а». Я сде лаю попытку показать, под каким «идеологически соусом» подавались в 50-е годы на учные исследования. Первая фраза автореферата звучит так: «Выход в свет гениального труда И.В. Сталина “Экономические проблемы социализма в ВВВР” означает новый этап в творческом развитии марксистско-ленинской науки об обществе». Автореферат заканчивался следующей мыслью: «Следуя заветам В.И. Ленина и И.В. Сталина, народы нашей страны под руководством испытанной Коммунистической партии Советского Союза идут по пути к полному торжеству коммунизма». В авторе ферате имеется 15 ссылок на труды классиков марксизма-ленинизма. Однако при защите диссертации соискателю были высказаны оппонентами серь езные замечания по поводу того, что он «недостаточно полно использовал в исследова нии труды великого Сталина». И все-таки при любом идеологическом давлении можно стремиться «жить по совести», т.к. в жизни, в научной деятельности не всегда лучший, но есть выбор. На пример, можно по-разному относиться к власти: «подобострастно идти с ней в ногу» или даже стремиться доказать ей, что я «святее Папы Римского». А можно в допусти мых пределах отстаивать в науке и жизни свои нравственные позиции. Немало успеш но защитившихся молодых людей дальше овладения искусством «играть цитатами» классиков марксизма-ленинизма и умелого «жонглирования» «открытиями» партийных съездов и пленумов не пошли. Иван Федорович сделал зрелый принципиальный выбор: заниматься настоящей наукой в ущерб карьере чиновника от науки и общественного деятеля, «свадебного ге нерала». Это лишало его общественного статуса и означало потерю определенных ма териальных благ, льгот и даже поощрений в виде государственных наград. Выигрыш 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz