«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

отечественной педагогики К.Д. Ушинского есть очень важная мысль: «На воспитание личности можно воздействовать личностью». Плохой воспитатель говорит: «Делай, как надо», хороший - «Делай, как я». Само отношение И.Ф. Ушакова к работе, к людям, к анализу исторических источников несет в себе большой воспитывающий потенциал, который раскрывается не сразу, не всем, но он очевиден. Иван Федорович не был «краснобаем». Его лекции не отличались внешней ярко­ стью, дешевыми приемами держать внимание слушателей. Мне даже кажется, препода­ вателя не очень волновало, как его слушают и сколько человек сидит в аудитории. Все, что он говорил студентам, было так важно и интересно самому лектору, что он мог это пересказывать с таким же усердием много раз и для одного человека. Думаю, далеко не все студенты понимали, какого масштаба ученый с ними работал... История, как и все гуманитарные науки, в советское время была крайне идеоло­ гизированной наукой. Не случайно учителей истории в школе называли «рядовыми идеологического фронта». Объективно во все времена история выполняла (хуже или лучше) социальный заказ государства, выражая интересы тех или иных классов, сосло­ вий, социальных групп. Прав вождь социалистической революции, утверждая: «Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества». Не принимать или противодейство­ вать идеологическим требованиям времени в тоталитарном государстве невозможно, если человек желает получить высшее образование, успешно закончить аспирантуру и тем более заниматься гуманитарной наукой. В этом плане И.Ф. Ушаков не мог быть исключением. Идеологический пресс коснулся и его научной деятельности. Первая научная статья И.Ф. Ушакова напечатана в 1949 году в Ученых записках Магнитогорского пединститута и называлась «К вопросу об использовании руд горы Магнитной до Великой социалистической революции». В 1953 году Иван Федорович опубликовал автореферат диссертации «Белорец- кое горнозаводское хозяйство дворян Пашковых в первой половине XIX ве^а». Я сде­ лаю попытку показать, под каким «идеологически соусом» подавались в 50-е годы на­ учные исследования. Первая фраза автореферата звучит так: «Выход в свет гениального труда И.В. Сталина “Экономические проблемы социализма в ВВВР” означает новый этап в творческом развитии марксистско-ленинской науки об обществе». Автореферат заканчивался следующей мыслью: «Следуя заветам В.И. Ленина и И.В. Сталина, народы нашей страны под руководством испытанной Коммунистической партии Советского Союза идут по пути к полному торжеству коммунизма». В авторе­ ферате имеется 15 ссылок на труды классиков марксизма-ленинизма. Однако при защите диссертации соискателю были высказаны оппонентами серь­ езные замечания по поводу того, что он «недостаточно полно использовал в исследова­ нии труды великого Сталина». И все-таки при любом идеологическом давлении можно стремиться «жить по совести», т.к. в жизни, в научной деятельности не всегда лучший, но есть выбор. На­ пример, можно по-разному относиться к власти: «подобострастно идти с ней в ногу» или даже стремиться доказать ей, что я «святее Папы Римского». А можно в допусти­ мых пределах отстаивать в науке и жизни свои нравственные позиции. Немало успеш­ но защитившихся молодых людей дальше овладения искусством «играть цитатами» классиков марксизма-ленинизма и умелого «жонглирования» «открытиями» партийных съездов и пленумов не пошли. Иван Федорович сделал зрелый принципиальный выбор: заниматься настоящей наукой в ущерб карьере чиновника от науки и общественного деятеля, «свадебного ге­ нерала». Это лишало его общественного статуса и означало потерю определенных ма­ териальных благ, льгот и даже поощрений в виде государственных наград. Выигрыш 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz