«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.
часов, т.к. генерал был занят. Сразу же завалились на сеновал, зарылись в солому и за былись в крепчайшем сне. Внезапно их поднимают вестовые с приказом «бегом к ко мандиру». Не позволяют даже хотя бы основательно отряхнуться от соломы. В сумраке штабной землянки не совсем освободившийся от сонного состояния А.М. начинает доклад командиру: «Товарищ генерал...». Тот сразу же его прерывает: «Здесь находит ся маршал...». А.М. обращается к Г.К. Жукову, который в этот момент отдает свойст венный ему по категоричности приказ буквально побелевшему начальнику связи: «Связь перебита артналетом. Требую связь с первой линией и левым флангом. Даю один час - ни минуты более». Что означал такой приказ, все присутствовавшие знали досконально. Таковы лишь некоторые эпизоды из фронтовой биографии майора разведки А.М. Шнитмана, награжденного четырьмя боевыми орденами. Не за выслугу лет, а в каждом случае за мужество и подвиг. А.М. Шнитман в своей жизни был верен принятому на ступени юности реше нию посвятить себя труду историка. Великая Отечественная война прервала его иссле довательско-педагогический путь в самом его начале. В течение 4 лет, в предельно экс тремальных условиях, он осуществлял «в деле» свой патриотизм - в единении с много миллионной армией борцов с фашизмом он находился, можно сказать, в самом горниле кризиса исторического процесса, был непосредственным участником гигантской бит вы, в которой решалась судьба человечества. Сразу же после демобилизации, несмотря на бытовую неустроенность, да и не обходимость медицинской адаптации, А.М. приступает к преподавательской работе. Сначала в зависимости от штатных возможностей на временной основе в вузах Ленин града, а затем (с 1949 года) в Металлургическом институте города Жданова (Мариу поль), где он заведовал кафедрой социальных дисциплин. Как уже отмечалось, особо значительной в этой деятельности была работа А.М. в Мурманском педагогическом институте (1957-1968), где он заведовал кафедрой истории. Глубокая образованность и ясность мышления, искусство лектора и его высокое, эмоционально согретое мастерст во, дополненное открытостью для общения, снискали большую популярность А.М. у студентов, которые гордились им как первым профессором в истории молодого вуза. Вся педагогическая работа А.М. постоянно обогащалась его исследовательской практикой. Выделенная еще на студенческой отметке ее проблематики в дальнейшем определила труд ученого на протяжении всей его «мирной» жизни, отражая тем самым целостность духовного склада. Такая научная программа, посвященная фундаменталь ному изучению русско-болгарских исторических связей, опиралась на высокий уровень документального историзма и широту выявления первоисточников, разумеется, при обстоятельном знании прошлого славянских народов и тонком понимании разверты вающихся в этой среде процессов общественного развития. Большой исследовательский путь А.М. по освоению указанной проблематики отчетливо отражен его научным наследием - кандидатской (февраль 1952 г.), а затем докторской (декабрь 1959 г.) диссертациями и более чем сорока научными публика циями, часть которых была переиздана на болгарском языке. Общую оценку этого вклада в историческую науку дал постоянно поддерживающий исследования А.М. По четный председатель Болгарской Академии наук академик Тодор Д. Павлов: «...Профессор, доктор А.М. Шнитман посвятил все свои силы и способности развитию братского сотрудничества с болгарскими философами и историками... Его научное творчество - ценный вклад в изучение отношений между нашими братскими народами. Научные труды профессора, доктора А.М. Шнитмана вошли в сокровищницу нашей истории...» (из текста телеграммы Т.Д. Павлова от 25 сентября 1974 года). 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz