«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

Отечественная война ворвалась в жизнь А.М. буквально в первый час ее начала. По окончании истфака ЛГУ в 1940 году он, согласно направлению, приехал с семьей в город Гродно и там в сентябре того же года начал преподавание в педагогическом ин­ ституте. 22 июня 1941 года в 6.00 немецкие «юнкерсы» бомбили Гродно. Через полчаса Шнитман был в горкоме партии, начав с этого момента свою военную службу. Связь с семьей была сразу же потеряна, и что-то ему удалось узнать о ее судьбе только через несколько месяцев. Уверен, что военная биография А.М. могла бы войти в документальную класси­ ку воспоминаний о героизме людей нашей Отчизны. Но сам он, как и, по моим наблю­ дениям, другие действительные герои боев, не раз прошедшие через самое страшное пекло, был достаточно скуп на эти повествования. Отдельные эпизоды он вспоминал в какой-то определенной связи. Главным в них были образы его бойцов, а чувство со­ страдания и горечи по погибшим никогда не утрачивалось его памятью. Всю войну он прошел сполна —до ее последнего дня. Спасительные отлучки с линии огня определя­ лись только ранениями и последующим лечением в госпиталях. Мне представляется, что Шнитман записей о войне не оставил, будучи постоян­ но «перегружен тем, что надо сделать сегодня». Да и жизнь его оборвалась очень рано - задолго до той отметки, когда личность обращается к заключительным воспо­ минаниям. Я записей наших бесед также не вел. А со времени кончины А.М. уже мину­ ло более трех десятилетий. Поэтому здесь я ограничусь общим суждением и вспомню основное содержание пары эпизодов. В годы войны А.М. проявил, кроме всегда свойственного ему патриотизма и от- данности делу, незаурядную смелость, способность верно ориентироваться в самых критических условиях и сразу же принимать правильные решения. А особенно удиви­ тельно то, что он оказался тонким психологом. Это и позволило ему путем индивиду­ ального отбора создать совершенно единую по духу и самоотверженности роту развед­ ки боевой стрелковой дивизии. Он знал всю подноготную каждого бойца (не без пятен, например, хулиганского прошлого, которое не было противопоказанием, а, скорее, на­ оборот), оценивал его по самому главному —способности к решительной схватке и подвигу. Его отношение к подчиненным в чем-то было отечественным, и «ребята» от него ничего не утаивали. Он сам вел отряд в самые тяжелые и опасные рейды по не­ мецкому тылу, и при этом на поле противника раненые не оставлялись, сколь бы не­ возможным ни казался их перенос. В него верили и солдаты, и командиры. Как мне помнится (опять оговорка), в начале войны А.М. какое-то время был на подпольной работе в Польше. А затем то, что было для него главным и вспоминалось с большим волнением, - служба начальника разведки боевой дивизии, прошедшей весь путь Отечественной войны. Эта критическая глава в жизни А.М. натурально представляет его мужество как коренное свойство личности, проявляющееся в экстремальных условиях. Весь его нравственный склад существенно одухотворял содружество разведчиков и их готов­ ность к коллективному подвигу. Такими доминантами, определившими каждый день фронтового бытия, были чувства своей неотделимости от Родины и сыновьего долга перед ней, единство цели и равенства всех на грани жизни и смерти. Тому же служили доверие, откровенность, взаимопомощь и, особенно, уважение личности во всем ее, по­ рой очень необычном, своеобразии. А.М. защищал своих бойцов в самых критических случаях, гордился ими и пом­ нил до последних дней своей жизни. Гармония этой духовной связи, ее подлинная че­ ловечность, как мне представляется, наглядно передается сохранившимся в моей памя­ ти двумя словесными «зарисовками» А.М. особых эпизодов сугубо личных отношений. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz