«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

3 сентября (первый учебный день в далёком 1974 году) в аудитории № 40', где традиционно занимались первокурсники-филологи, собрался наш курс. Первая лекция! В расписании лаконично указано: античная литература. Прозвенел звонок, и в аудито­ рию вошёл... уже знакомый мне человек. Вениамин Наумович Шейнкер! Наступила тишина. Он обвёл спокойно-строгим и внимательным взглядом ауди­ торию, поздравил с поступлением в институт, кратко познакомился с курсом и начал рассказывать, что это за учебный предмет такой —античная литература... (Я хорошо помню ощущение нереальности происходящего...) А затем он сразу начал читать лек­ цию, хотя в руках у него совершенно ничего не было. Облокотившись на кафедру, хо­ рошо видный из всех углов аудитории, свободно и непринуждённо говорил. Все скло­ нили головы, записывая его слова в тетради. И потом он приносил с собой лишь томик стихов, или прозы, или драматических произведений. Только иногда вынимал из внут­ реннего кармана пиджака несколько небольших белых карточек, видимо, с цитатами или какими-то заметками. Редко ходил по аудитории, чтобы, наверное, не отвлекать. Запомнилась его плавная, неторопливая речь, красивый тембр голоса, который был хо­ рошо слышен во всех уголках не только кабинета, но и актового и читального залов. Выразительной и богатой мимикой лица он «подчёркивал» ключевые фразы своих лек­ ций. Умные глаза смотрели на нас очень внимательно. В них светились и ирония, и лу­ кавство. Но иногда они становились ледяными, смотрели с откровенным презрением, превращаясь в щёлочки. Вениамин Наумович просто не переносил примитивности во всём и нежелания «расти», как он часто повторял. Не принимал никаких объяснений нерадивости, недобросовестности, отсутствия на занятиях... Лучшей, самой дорогой оценкой была не «пятёрка» («отлично») в зачётной книжке, а его проникновенное: «Как вы выросли!». Сначала освоить его предмет было трудно: всё непривычно, сложно или уж очень далеки были от советской действительности тех лет римляне и греки. Не хватало многих текстов для чтения, плохо запоминались стихи, написанные дактилическим гек­ заметром (шестистопный стих). На первом курсе было два зачёта, но Вениамин Наумо­ вич принимал их как экзамен: ставил оценки, только записывал их в свою тетрадь. Мы и не подозревали тогда, что преподаватель начал вести подробную «летопись» нашей учебной деятельности. Обладая незаурядной памятью, он не только хорошо знал всех студентов, но и всегда отмечал наши достижения, промахи и даже простое стремление узнать что-то новое. Именно этот преподаватель подарил многим из нас удивительное душевное состояние, которое возникает после того, как преодолеешь свои страхи, со­ мнения, неуверенность, когда возьмёшь свою первую, пусть маленькую, высоту! На втором курсе сдавали уже экзамен. Средние века... С внутренней дрожью мы пред­ ставляли, что будет, если даже обычный зачёт отнимал все силы... Я усердно готовилась, много читала, думала, настраивалась... Хотелось не уда­ рить лицом в грязь, было стыдно чего-то не знать после прослушивания таких блестя­ щих лекций. Не помню, как отвечала, но было ощущение, что выложилась до конца. И совершенно не ожидала похвалы от Вениамина Наумовича. Какой это был радостный момент в жизни! (Как у Владимира Высоцкого: «Среди невзятых рубежей один - за мной!» Именно после этого экзамена я ощутила себя по-настоящему студенткой. С тех пор по зарубежной литературе - только отличные оценки! Так и у многих моих сокурс­ ников.) Теперь лекции его стали любимыми. Мы успевали и подробно записывать за ним, и вместе посмеяться над его шутками, колкостями и т.д. Он взял нас в плен своего обаяния, удивительной эрудиции и... не отпускает до сих пор. Вениамин Наумович легко открывал своим слушателям интереснейший мир литературного Зарубежья. Ка- 1Здание учебного корпуса по ул. Капитана Егорова, 15. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz