«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

JI.A. Алъферович УЧИТЕЛЬ, КОТОРЫМ МЫ ВОСХИЩАЛИСЬ... (О В.Н. Шейнкере) Вениамин Наумович Шейнкер (1925-2003) родился в Ростове-на-Дону. Фронто­ вик. Награжден орденами и медалями. Окончил Ленинградский государственный уни­ верситет. Работал учителем английского и немецкого языков в школах г. Ленинграда. С 1956 по 1978 годы - в МГПИ: ст. преподаватель, доцент, профессор кафедры литерату­ ры. Опубликовал более 80 научных работ, в том числе 5 книг. Учителя и школьники Мурманской области до сих пор пользуются его книгами «Кольский край в литерату­ ре», «Горький в Заполярье». С 1979 года В.Н. Шейнкер преподавал в Новгородском гу­ манитарном университете. В 1999 году Кембриджский университет включил его имя в международный справочник самых талантливых и эрудированных людей мира «Кто есть кто». Так высоко оценили американские ученые труды В.Н. Шейнкера - 6 моно­ графий по проблемам зарубежной литературы. Все, кто когда-либо встречался с Вениамином Наумовичем Шейнкером, уверена, никогда об этом не забудут... Впервые я увидела его вне стен института. Он приезжал к нам в школу в посёлок Сафоново с беседой об МГПИ. Два небольших выпускных 10-х класса собрали в одной аудитории. Большинство учеников были недовольны задержкой после уроков, т.к. поч­ ти все уже определились с выбором профессии (шёл апрель). А тут слушать о каком-то пединституте! В классную комнату вошёл мужчина... Всё в его облике было необычно: очень высокий, худой, с массивной головой и крупными удлиненными чертами лица. На гладком черепе довольно заметный шрам-вмятина (след тяжёлого военного ранения, как я узнала позже). На нём был элегантный костюм тёмного цвета, на белоснежной рубашке - красивые запонки. Привлекли внимание длинные подвижные руки, которы­ ми позже он, как дирижёр, акцентировал свою речь. Его представили, и, как только он заговорил, в классе наступила полная тишина. Первые слова были ироничными и свидетельствовали о том, что он хорошо понимает наше состояние и чувства. Вениамин Наумович кратко, по-деловому рассказал об ин­ ституте, подчеркнул, каковы преимущества обучения в своём регионе, в заполярной столице. Его небольшой рассказ был настолько исчерпывающим, что вопросов в конце не последовало. Он поблагодарил за внимание и ушёл, а мы так и остались сидеть за пар­ тами, причём без классной руководительницы, которая пошла его провожать. Личность Вениамина Наумовича, его завораживающая манера говорить произвели сильное впе­ чатление. И особенно на меня: я уже давно решила учиться именно в педагогическом вузе, т.к. у меня и мать и отец были учителями. Но вуз вообще представлялся мне чем- то вроде школы, только без нелюбимых предметов. Этого чувства не рассеял даже День открытых дверей, который плохо запомнился: был каким-то малоинтересным, ском­ канным. А один человек - В.Н. Шейнкер - за несколько минут возвысил в моих глазах институт. Я сразу почувствовала, что, если поступлю, начнется новый и важный этап в жизни. Не верилось, что такой преподаватель будет учить нас. Последний звонок, выпускные экзамены и школьный бал... Потом были напря­ жённые дни вступительных испытаний. Все эти волнующие юного человека события заслонили в памяти ту апрельскую встречу. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz