«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.
Наступил день - на сцене был сыгран первый студенческий спектакль, участни ками которого были Надя Куташева (ныне доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена Н.Ф. Голованова), Слава Дранишников (ныне Вячеслав Ва сильевич, доктор педагогических наук, профессор нашего университета), Чернопятов (журналист, фотокорреспондент «Полярной правды») и многие другие, продолжившие творчество Любинского на учительском поприще. Хочется назвать директоров учебных заведений А. Петрова и С. Чеченину (Пульвас), активных участников городских и рес публиканского смотра самодеятельности студентов. Силами студентов были поставлены спектакли «Без вины виноватые», «Квадра тура круга», «Вас вызывает Таймыр», литературно-музыкальные композиции «Имена на поверке» по стихам фронтовых поэтов и «Братская ГЭС» Е. Евтушенко. В 60-е годы актовый зал не закрывался на замок, в нём всегда было людно: одни репетиции сменялись другими, дискуссионный клуб обсуждал литературные новинки, а актив ФОПа готовил зал для встречи гостей. Гостей в ту пору было много. И имел к этому отношение Исаак Львович. Он умел не просто договариваться с творческими коллективами и отдельными деятелями культуры, а убеждал их в необходимости и важности встреч со студентами и, не смущаясь, ставил перед ними каждый раз кон кретные задачи. Меня всегда поражал его напор, рождённый идеями эстетического воспитания студентов. По его инициативе были у нас поэты: Л. Ошанин, К. Симонов, Е. Евтушенко, Р. Рождественский. Так, он договорился с театром Северного Флота о представлении нескольких спектаклей в актовом зале института. Как сейчас помню: в день представления зал по лон, стоит напряжённая тишина, идёт спектакль «Мой бедный Марат», заняты в нём молодые актёры - М. Скоромникова, С. Садиков, И. Москалевский. По окончании спектакля состоялся интересный разговор о героях пьесы и их исполнителях, выяснили, что сближает профессии актёра и учителя. На суд студентов театр вынес впервые по ставленный в стране спектакль по поэме А. Твардовского «Василий Тёркин». Как не вспомнить Исаака Львовича Любинского?! С его подачи были в институ те встречи со столичными музыкантами, художниками, писателями. А был он препода вателем русской литературы XIX века. О том, как он читал лекции, особый разговор. Первую лекцию в студенческой аудитории он предварял словами: «Ялюблю у чительскую пр офессию и призываю вас служить ей верно и жить так, чтобы, состарившись, могли безупречно вспомнить свою юность, студенчество». В этих словах - и уважение молодости, и своеобразное завещание. Будучи доцентом, кандидатом искусствоведческих наук, он переводил русскую классику на театральный язык. Благодаря этому студенты зримо представляли, как в XIX веке на сцене русского театра Тихона Кабанова играл артист Васильев, а Катери ну - Стрепетова. Сравнивая постановки «Грозы» в разных театрах в XX веке, говорил об идее образа Катерины в исполнении А.Тарасовой и А.Козыревой; спорил с устано вившимися трактовками литературных произведений, давал свои интерпретации «Ан ны Карениной», «Вишнёвого сада». Бывало на лекциях и такое: «О романах Тургенева прочтёте в учебниках, а я вас познакомлю с драматургией писателя. Небось и не знали, что Иван Сергеевич писал пьесы. От его пьес прямой путь и к бытовой пьесе и лиро психологической». А затем рассказывал ярко, сочно о «Нахлебнике», «Месяце в дерев не», об исполнителях главных ролей. Я любила ходить к нему на лекции. Каждая открывала что-то новое, необычное для меня, преподавателя, для литературных дискуссий на кафедре. Последний раз я встречалась с Исааком Львовичем в Москве, на Метростроев ской, в 1969 году. Был он тогда уже доктором педагогических наук, профессором, заве дующим лабораторией эстетического воспитания Академии педагогических наук. 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz