«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

Наступил день - на сцене был сыгран первый студенческий спектакль, участни­ ками которого были Надя Куташева (ныне доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена Н.Ф. Голованова), Слава Дранишников (ныне Вячеслав Ва­ сильевич, доктор педагогических наук, профессор нашего университета), Чернопятов (журналист, фотокорреспондент «Полярной правды») и многие другие, продолжившие творчество Любинского на учительском поприще. Хочется назвать директоров учебных заведений А. Петрова и С. Чеченину (Пульвас), активных участников городских и рес­ публиканского смотра самодеятельности студентов. Силами студентов были поставлены спектакли «Без вины виноватые», «Квадра­ тура круга», «Вас вызывает Таймыр», литературно-музыкальные композиции «Имена на поверке» по стихам фронтовых поэтов и «Братская ГЭС» Е. Евтушенко. В 60-е годы актовый зал не закрывался на замок, в нём всегда было людно: одни репетиции сменялись другими, дискуссионный клуб обсуждал литературные новинки, а актив ФОПа готовил зал для встречи гостей. Гостей в ту пору было много. И имел к этому отношение Исаак Львович. Он умел не просто договариваться с творческими коллективами и отдельными деятелями культуры, а убеждал их в необходимости и важности встреч со студентами и, не смущаясь, ставил перед ними каждый раз кон­ кретные задачи. Меня всегда поражал его напор, рождённый идеями эстетического воспитания студентов. По его инициативе были у нас поэты: Л. Ошанин, К. Симонов, Е. Евтушенко, Р. Рождественский. Так, он договорился с театром Северного Флота о представлении нескольких спектаклей в актовом зале института. Как сейчас помню: в день представления зал по­ лон, стоит напряжённая тишина, идёт спектакль «Мой бедный Марат», заняты в нём молодые актёры - М. Скоромникова, С. Садиков, И. Москалевский. По окончании спектакля состоялся интересный разговор о героях пьесы и их исполнителях, выяснили, что сближает профессии актёра и учителя. На суд студентов театр вынес впервые по­ ставленный в стране спектакль по поэме А. Твардовского «Василий Тёркин». Как не вспомнить Исаака Львовича Любинского?! С его подачи были в институ­ те встречи со столичными музыкантами, художниками, писателями. А был он препода­ вателем русской литературы XIX века. О том, как он читал лекции, особый разговор. Первую лекцию в студенческой аудитории он предварял словами: «Ялюблю у чительскую пр офессию и призываю вас служить ей верно и жить так, чтобы, состарившись, могли безупречно вспомнить свою юность, студенчество». В этих словах - и уважение молодости, и своеобразное завещание. Будучи доцентом, кандидатом искусствоведческих наук, он переводил русскую классику на театральный язык. Благодаря этому студенты зримо представляли, как в XIX веке на сцене русского театра Тихона Кабанова играл артист Васильев, а Катери­ ну - Стрепетова. Сравнивая постановки «Грозы» в разных театрах в XX веке, говорил об идее образа Катерины в исполнении А.Тарасовой и А.Козыревой; спорил с устано­ вившимися трактовками литературных произведений, давал свои интерпретации «Ан­ ны Карениной», «Вишнёвого сада». Бывало на лекциях и такое: «О романах Тургенева прочтёте в учебниках, а я вас познакомлю с драматургией писателя. Небось и не знали, что Иван Сергеевич писал пьесы. От его пьес прямой путь и к бытовой пьесе и лиро­ психологической». А затем рассказывал ярко, сочно о «Нахлебнике», «Месяце в дерев­ не», об исполнителях главных ролей. Я любила ходить к нему на лекции. Каждая открывала что-то новое, необычное для меня, преподавателя, для литературных дискуссий на кафедре. Последний раз я встречалась с Исааком Львовичем в Москве, на Метростроев­ ской, в 1969 году. Был он тогда уже доктором педагогических наук, профессором, заве­ дующим лабораторией эстетического воспитания Академии педагогических наук. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz