«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

пришлось арендовать спортзал во Дворце культуры им. С.М. Кирова. Правда, это было очень дорого, но министерство скрепя сердце выделило деньги на аренду. Мы как солнца ждали нового здания, в котором имели бы удовлетворительные условия для учебных занятий и самостоятельной работы студентов. В 1957-1959 годы учебную работу различных кафедр проверяли ректорат ин­ ститута, обком КПСС, преподаватели Ленинградского пединститута им. Герцена. Эти проверки показали, что на всех кафедрах преподавание поставлено на уровне вузовских требований, за исключением кафедры педагогики, в работе которой были отмечены очень серьезные недостатки, в результате чего педагогическая подготовка студентов осуществлялась слабо. С первых дней работы института мы уделяли большое внимание вопросам науч­ но-исследовательской работы. В течение первого учебного года преподаватели инсти­ тута подготовили 5 научных статей, и в конце 1957 года вышел в свет I том «Ученых записок института», где были опубликованы работы З.А. Виткова, В.Н. Шейнкера и И.Л. Любинского. Но уже следующие годы принесли успехи в научной работе. В коллектив вли­ лись серьезные научные работники (А.М. Шнитман, И.Ф. Ушаков, Б.Е. Вейц, А.Д. Гет­ манова, O.K. Кочинева, Т.Г. Чахленкова и др.). Группа историков приступила к разра­ ботке вопросов истории Кольского полуострова и партийной организации Мурманской области (С.А. Смирнов, Ю.Н. Климов, З.А. Витков, И.Ф. Ушаков), группа преподавате­ лей приступила к изучению и обобщению опыта работы лучших учителей области (П.Г. Золотарева, Г.Б. Пучкова, З.И. Шашкова, А.П. Погодина и др.), большие научные проблемы разрабатывали В.Н. Шейнкер, А.М. Шнитман, Б.Е. Вейц, Т.Г. Чахлен­ кова и др. В конце 1958 года мы выпустили II том «Ученых записок», опубликовав в нем 13 работ преподавателей института. Несмотря на сохранявшуюся дробность тема­ тики, этот том получил положительную оценку общественности Мурманской области и Министерства просвещения РСФСР. Научный коллектив института уверенно вставал на ноги и быстро увеличивал объем, повышал уровень научной работы, все больше по­ свящая ее актуальным научным проблемам. Когда возникала необходимость срочно решить те или иные, прежде всего финансовые, вопросы, мы не стеснялись обращаться в самые высокие инстанции и неоднократно писали письма самому Н.С. Хрущеву, бывшему в то время Председателем Совета Министров СССР». Но отца не привлекала карьера администратора. Главный его интерес все-таки лежал в области научной деятельности. Поэтому в определенный момент он даже отка­ зался от должности проректора института, не принял предложение руководящих орга­ нов стать ректором и решил посвятить себя, прежде всего, научной и преподаватель­ ской деятельности. Вообще, должен сказать, в семье для всех ее членов администра­ тивные должности никогда не рассматривались как цель, к которой следует специально стремиться. Считалось, что административная работа дает возможность реализовать большие планы, сплотить людей вокруг значимого направления деятельности, принес­ ти большую общественную пользу. Но стремиться к должности ради нее самой, ради статуса, власти и тех материальных выгод, которые она предлагает?! Это в системе се­ мейных ценностей стояло и до сих пор стоит на последних местах. В середине 60-х годов отец ушел с должности проректора, завершил работу над докторской диссертацией, в 1969 году защитил ее в Санкт-Петербургском (тогда Ле­ нинградском) университете, получил звание профессора. Его докторская диссертация была посвящена новой экономической политике на Северо-Западе СССР. Отец опубликовал монографию, ряд статей, в том числе несколь­ ко работ - в центральных изданиях, например в журнале «Вопросы истории», участво­ вал во Всесоюзных и Всероссийских конференциях, приобрел известность в профес­ 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz