«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.
пришлось арендовать спортзал во Дворце культуры им. С.М. Кирова. Правда, это было очень дорого, но министерство скрепя сердце выделило деньги на аренду. Мы как солнца ждали нового здания, в котором имели бы удовлетворительные условия для учебных занятий и самостоятельной работы студентов. В 1957-1959 годы учебную работу различных кафедр проверяли ректорат ин ститута, обком КПСС, преподаватели Ленинградского пединститута им. Герцена. Эти проверки показали, что на всех кафедрах преподавание поставлено на уровне вузовских требований, за исключением кафедры педагогики, в работе которой были отмечены очень серьезные недостатки, в результате чего педагогическая подготовка студентов осуществлялась слабо. С первых дней работы института мы уделяли большое внимание вопросам науч но-исследовательской работы. В течение первого учебного года преподаватели инсти тута подготовили 5 научных статей, и в конце 1957 года вышел в свет I том «Ученых записок института», где были опубликованы работы З.А. Виткова, В.Н. Шейнкера и И.Л. Любинского. Но уже следующие годы принесли успехи в научной работе. В коллектив вли лись серьезные научные работники (А.М. Шнитман, И.Ф. Ушаков, Б.Е. Вейц, А.Д. Гет манова, O.K. Кочинева, Т.Г. Чахленкова и др.). Группа историков приступила к разра ботке вопросов истории Кольского полуострова и партийной организации Мурманской области (С.А. Смирнов, Ю.Н. Климов, З.А. Витков, И.Ф. Ушаков), группа преподавате лей приступила к изучению и обобщению опыта работы лучших учителей области (П.Г. Золотарева, Г.Б. Пучкова, З.И. Шашкова, А.П. Погодина и др.), большие научные проблемы разрабатывали В.Н. Шейнкер, А.М. Шнитман, Б.Е. Вейц, Т.Г. Чахлен кова и др. В конце 1958 года мы выпустили II том «Ученых записок», опубликовав в нем 13 работ преподавателей института. Несмотря на сохранявшуюся дробность тема тики, этот том получил положительную оценку общественности Мурманской области и Министерства просвещения РСФСР. Научный коллектив института уверенно вставал на ноги и быстро увеличивал объем, повышал уровень научной работы, все больше по свящая ее актуальным научным проблемам. Когда возникала необходимость срочно решить те или иные, прежде всего финансовые, вопросы, мы не стеснялись обращаться в самые высокие инстанции и неоднократно писали письма самому Н.С. Хрущеву, бывшему в то время Председателем Совета Министров СССР». Но отца не привлекала карьера администратора. Главный его интерес все-таки лежал в области научной деятельности. Поэтому в определенный момент он даже отка зался от должности проректора института, не принял предложение руководящих орга нов стать ректором и решил посвятить себя, прежде всего, научной и преподаватель ской деятельности. Вообще, должен сказать, в семье для всех ее членов администра тивные должности никогда не рассматривались как цель, к которой следует специально стремиться. Считалось, что административная работа дает возможность реализовать большие планы, сплотить людей вокруг значимого направления деятельности, принес ти большую общественную пользу. Но стремиться к должности ради нее самой, ради статуса, власти и тех материальных выгод, которые она предлагает?! Это в системе се мейных ценностей стояло и до сих пор стоит на последних местах. В середине 60-х годов отец ушел с должности проректора, завершил работу над докторской диссертацией, в 1969 году защитил ее в Санкт-Петербургском (тогда Ле нинградском) университете, получил звание профессора. Его докторская диссертация была посвящена новой экономической политике на Северо-Западе СССР. Отец опубликовал монографию, ряд статей, в том числе несколь ко работ - в центральных изданиях, например в журнале «Вопросы истории», участво вал во Всесоюзных и Всероссийских конференциях, приобрел известность в профес 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz