«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

Но пришел конец августа, дети вернулись из пионерских лагерей, из деревень средней полосы, с дач, загорелые и веселые, и стало ясно, что отсутствие детей в горо­ де - дело временное и вызвано сезонными детскими миграциями. Родители вздохнули с облегчением. После пребывания в гостинице наша семья еще год жила в общежитии, потом получила отдельную квартиру. Мурманский государственный педагогический институт в то время был неболь­ шим молодым скромным высшим учебным заведением, но в нем сложилась творческая атмосфера, работали яркие специалисты, которые имели большие планы профессио­ нального роста, творили, писали, публиковались. Эта атмосфера творчества в значи­ тельной степени помогала многим преподавателям профессионально развиваться, пи­ сать и защищать диссертации, успешно участвовать в конференциях, строить большие научные планы. Среди ученых того времени - И.Ф. Ушаков, А.А. Киселев, З.А. Витков, В.Н. Шейнкер, JI.A. Маслова, З.И. Шашкова, Б.Е. Вейц, И.Т. Демидов, А.М. Шнитман, Л.И. Житенева и др. Со многими из них у родителей сложились очень теплые и ис­ кренние дружеские отношения, которые поддерживались десятилетиями. После переезда в Мурманск и начала работы в Мурманском государственном педагогическом институте отец избирает то научное направление, которое становится для него главным и которому он отдаст большую часть своей жизни. Это история Кольского края и других Северо-Западных областей России прошлого столетия, исто­ рия революции, гражданской войны, иностранной интервенции и особенно история 20-х годов, НЭПа. Отец работал проректором МГПИ по учебной и научной работе, отдавал как ад­ министратор своей работе очень много сил. Вообще, сколько помню отца, он всегда с увлечением работал, умел уходить в дело с головой, с полной самоотдачей и всегда до­ бивался отличного результата. К подчиненным на работе был требователен, но всегда доброжелателен и вежлив. Становление высшего учебного заведения всегда связано с большими трудно­ стями и проблемами. Отец об этом вспоминает в неизданной рукописи, которую он на­ звал «Первые шаги Мурманского пединститута»: «В начале августа 1956 года я прие­ хал в только что созданный Мурманский педагогический институт, куда был назначен Министерством просвещения РСФСР на должность зам. директора по учебной и науч­ ной работе. Пришлось принимать срочные меры, чтобы в самые короткие сроки создать хотя бы минимальную материальную базу. Но это была задача не из легких: средств выде­ лялось немного, но и с деньгами в руках нелегко было найти необходимое оборудова­ ние, книги и т.д. Мы попросили министерство выделить нам на первых порах средств побольше, сверх нормы. Там поморщились, покряхтели, но все-таки просьбу нашу вы­ полнили: в течение первых 3-4 лет нам давали денег на оборудование примерно в пол­ тора раза, а на книги - в 2 раза больше, чем полагалось по нормативам. Оборудование добывали различными путями: выписывали из Москвы и Ленинграда, туда выезжали некоторые преподаватели (в частности, В.А. Борисенко) и закупали необходимые при­ боры, материалы, инструменты и т.д., кое-что добывали на предприятиях г. Мурманска. В течение первых 3 лет нам удалось создать в дополнение к имеющимся 2 лаборатории, 3 мастерские, 2 кабинета, небольшую лыжную базу. Кроме того, нам удалось несколько потеснить дошкольное педагогическое училище и получить несколько аудиторий для занятий. Но институт рос, помещений не хватало и приходилось в течение нескольких лет заниматься в три смены: в первую смену - физико-математический факультет, во вторую - историко-филологический, в третью - заочники. Занятия с заочниками конча­ лись в 23 часа 30 минут. Работали в трудных условиях. Для занятий физвоспитанием 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz