«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

оккупированные немцами области СССР, и вступила на территорию Восточной Прус­ сии. Здесь около города Кенигсберга в деревушке Хайлигенвальде отец и завершил войну. В эти годы на его долю выпали очень тяжелые испытания: гибель товарищей, ранения, боль от неудач Красной Армии, тяжелое обморожение под Москвой во время страшных морозов зимы 1941-1942 гг., которое едва не закончилось ампутацией ног, и др. Отец, как и многие другие представители военного поколения, всегда бережно хранил воспоминания своей трудной молодости. Меня прежде иногда удивляло, что участники войны так тепло вспоминают свою военную молодость. Теперь понимаю, что это память и гордость людей, одержавших одну из самых великих побед в истории, это чувство сопричастности к истории, которую они сами творили. Вместе с тем это воспоминания о годах юности и надежд, о друзьях, о любви. После войны в 1946 году отец был демобилизован. Он, как и миллионы его сверстников, оказался в гражданской жизни без мирной профессии, без специального образования. Ему предстояло в возрасте 26 лет начинать строить свою мирную жизнь. Отец стал работать в Кировском педагогическом институте (в настоящее время Вят­ ский государственный педагогический университет) лаборантом. Одновременно он по­ ступил заочно учиться на факультет русского языка и литературы. Отец получал обра­ зование, как и многие представители его поколения, после войны, в трудных условиях, при материальных лишениях, но с горячей жаждой знаний и стремлением многого до­ биться. Факультет был выбран не случайно: отец в юности писал стихи, очень любил классическую литературу, живопись, музыку, историю. Он относился к тому поколению, которое не умело работать и жить вполсилы. Энтузиазм в работе и общественной жизни для людей того поколения не был пустым звуком шщ темой насмешек, но являлся истинным, искренним мотивом их поведения. Через некоторое время, в начале 50-х годов, когда отец уже имел определенный опыт общественной и профессиональной деятельности, он был направлен на работу директором учительского института в небольшой город Яранск Кировской области. Среди наиболее важных событий Яранского периода жизни отца - защита кан­ дидатской диссертации в Санкт-Петербургском государственном университете. Отец получил филологическое образование, но имел тягу к истории. В этих обстоятельствах для него наиболее реальной возможностью стать историком было изучение истории КПСС. Кроме того, по понятным причинам именно этой отрасли исторического знания тогда уделялось наибольшее внимание. В середине 50-х годов в стране была проведена реорганизация системы подго­ товки педагогических кадров: часть учительских институтов закрыли, другие преобра­ зовали в педагогические, которые стали давать высшее образование. Яранский учи­ тельский институт по решению Министерства просвещения был закрыт. Отцу предло­ жили переехать для работы проректором в Мурманск. Так, в августе 1956 года мои ро­ дители с двумя сыновьями, одному из которых было 7 лет, а младшему, т.е. мне, 3 с не­ большим года, оказались в северном городе, где далее прожили более 17 лет. Месяц мы жили в гостинице «Арктика», которая располагалась в центре города на месте совре­ менного многоэтажного отеля. В холле гостиницы стояло чучело бурого медведя, кото­ рое почему-то повернули носом в угол. На меня это произвело очень сильное впечатле­ ние. Я, хотя и имел от роду всего 3 года, очень хорошо запомнил этот факт и крайне удивил родителей, когда значительно позже, лет через 10-12 напомнил им об этом. Первое впечатление родителей о Мурманске было гнетущим по одной причине: во всем городе почти не было детей, мало зелени. Мама в тревоге говорила: «Что же мы наделали? Куда, в какие далекие края привезли своих детей?». 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz