«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

воречиями, идеалами, принципами, трагедиями, радостями. С обыкновенным человече­ ским счастьем. Или с отсутствием такового. Недавно я узнал, что Рузвельт (уже в ходе Второй мировой войны) выступал пе­ ред представителями Конгресса американской молодёжи. И вот что он сказал: «В пер­ вые дни коммунизма я признавал, что многие русские руководители стремились дать образование, здоровье и в первую очередь лучшие возможности миллионам людей, пребывающих в невежестве и рабстве в условиях царского режима». И эта политика новой России освободила от рабства, дала передовое образова­ ние, приобщила к мировой и отечественной науке и культуре эти миллионы, одним из которых был и Сергей Андреевич. Я учился в Пятигорском педагогическом с 1955 по 1960 гг. Деканом нашего истфила был Герой Советского Союза Иван Васильевич Корольков, молодой энергич­ ный сибиряк, из крестьян. Он ушёл на войну добровольцем. При форсировании Днепра в районе Смоленска он был буквально прошит пулями, но задачу, поставленную его взводу, он выполнил и не покинул поля боя. Долго лечился, потом учился, защитил кандидатскую степень. Бессменным куратором нашего курса был Александр Иванович Прохоров, высокий красивый русский человек. Добровольцем со второго курса Смо­ ленского пединститута он ушёл на фронт, в боях потерял обе руки. Врачи ему изгото­ вили ремешки, которые крепились к культяшкам чуть ниже плеч. В отверстиях этих ремешков он сам научился вставлять ложку, вилку и ел самостоятельно. Мы, перво­ курсники, специально ходили в студенческую столовую смотреть, как он ест. В этих ремешках было отверстие и для ручки. Он писал довольно легко. Он вызывал неволь­ ное уважение, любовь и восхищение ежедневным, ежесекундным мужеством. Он читал нам советскую литературу; Твардовского, своего земляка, он, казалось, знал всего наи­ зусть. Историю гражданской войны нам преподавал Петр Андреевич Брюханов, участ­ ник этой самой гражданской. Он рассказывал, как он с отрядом Уллубия Буйнакского устанавливал советскую власть в Дагестане. Это в честь Буйнакского назван город Буйнакск в южном Дагестане (бывший Темир - Хан - Шура). Ректором ПГПИ в то время был Рачий Григорьевич Саренц, армянин, мудрый и легендарный. Он в молодые годы вместе со старшим братом боролся за советскую власть в Армении. Годы лишений, ранения, контузии сделали своё дело: тяжелая бо­ лезнь позвоночника превратила стройного, быстрого в движениях молодого человека в согбенного, медлительного человека. Но глаза остались по-прежнему молодыми, муд­ рыми и зоркими. Когда он умер (я был уже в Мурманске), весь Пятигорск - и армяне, и русские, и украинцы, и евреи, и кабардинцы, и черкесы, и грузины - словом, все, кто жил в Пятигорске, вышли на улицы провожать в последний путь своего любимца. Это мне рассказывали мои друзья, преподаватели Пятигорского педагогического института (ныне лингвистического университета). Пятигорск - курортный южный город. Он расположился под Машуком, на ле­ вом берегу Подкумка. А на правом привольно раскинулась станица Горячеводская - ныне город Горячеводск. В Горячеводске в то время было два военных госпиталя, где постоянно находились инвалиды Великой Отечественной, те, кому некуда было ехать или от которых отказались родные. И мы, студенты пед- и фарминститутов, шефство­ вали над ними. Дважды в неделю посещали госпиталь, каждый свою палату, в которой жили, лечились по 10, а то и больше инвалидов. Мы им читали газеты, книги, расска­ зывали разные истории, писали письма друзьям и родственникам. Было много таких среди инвалидов, которые не могли читать, писать. Не было рук или почти слепые. Со­ сед моего подшефного Александра Горбука был вообще без рук и без ног. Он постоян­ но лежал на спине (во всяком случае при мне), и иногда по лицу его бежали слёзы, я их вытирал. Нечасто, но приходилось выполнять обязанности санитара, работать с «уткой». 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz