«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

ботали в старших классах). И все же. Делалось все возможное и даже невозможное, и результат был налицо. Большинство выпускников Учительского института были прекрасными учите­ лями, многие становились методистами: давали открытые уроки для учителей города. Немало выпускников работали на административных должностях. Большая часть заоч­ но заканчивали пединституты, но все же основную подготовку, основной багаж знаний давал учительский институт. Многие с этим багажом (плюс самообразование) успешно дорабатывали до пенсии. А подготовка была действительно всесторонней. Помимо основной программы, много занимались факультативно по различным предметам. Лично для меня (и не толь­ ко) отличным университетом были лекции по педагогике, которые еженедельно (фа­ культативно) читал второкурсникам Всеволод Васильевич Сигов. Темы были самые разнообразные, самые актуальные и интересные. Лекции часто превращались в диало­ ги, даже диспуты. Очень интересно и продуманно была организована практика в базовой школе № 10 (ныне гимназия № 2). В дни практики студенты находились в школе с утра до вече­ ра, там мы чувствовали себя, как дома. Был тесный контакт практикантов с учителями и директором школы (многие учителя были выпускниками учительского института). Контакт был и между коллективами школы и института. Об этом, а именно о всесторонней подготовке студентов и ещё о многом другом, говорил в своих страстных выступлениях Всеволод Васильевич с трибуны традиционных августовских собраний учителей города. Он характеризовал выпускников (причем каждого), которые получали направление на работу в школы города. А ещё он всегда призывал учителей, представителей администраций школ бе­ режно относиться к молодым учителям, оказывать на первых порах необходимую по­ мощь и поддержку. Два года пролетели, как один. Наступил выпускной вечер. Всеволод Васильевич, как всегда, в строгом темном костюме, ослепительной белизной сияет сорочка. Торже­ ственный. Немного взволнованный. Все сказанные им в тот вечер слова были особенно искренними и значительными. Вручая диплом, он каждому сказал напутствие - своё, только для него найден­ ное слово. Мне он вручил диплом с отличием. В этот вечер Всеволод Васильевич делился с нами своей мечтой о будущем института. Мечтал о том, что институт будет расти, в нем будут лучшие кадры, выпускать он будет высокообразованных специалистов, и, конечно же, будет у нас новое, необыкновенной красоты просторное здание, а в боль­ шом, светлом вестибюле доска, где золотом будут написаны имена студентов, окон­ чивших институт с отличием. Во время «застольной» части вечера он был очень весел, танцевал с выпускни­ цами, много шутил, разговаривал с нами по душам, как с равными. Мне сказал: «Я одобряю твой выбор. Помни, Василий - надежный человек!» (За несколько месяцев до этого мы поженились с сокурсником Василием Чекушкиным. Но комсомольской свадьбы, как у наших однокурсников, не было: по нашему желанию администрация обеспечила нам свадебное путешествие в дом отдыха в Анапу и денеж­ ную премию.) Мы с мужем восприняли эти слова как благословение. И здесь наш на­ ставник не ошибся - мы вместе уже 58 лет! В заключение можно сказать одно: Всеволод Васильевич был человек неорди­ нарный. Он был Личность. Пользовался всеобщим уважением (не случайно был избран членом горкома партии). Думается, что с его прямым, открытым характером, с его чес­ толюбием ему нелегко было осознать себя в роли соседа по коммуналке, а ведь так оно 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz