«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

вальс-гавотов и полонезов. К слову: инициатором организации класса бальных танцев был Всеволод Васильевич. Как-то он представил нам, студентам, желающим освоить бальные танцы, оча­ ровательную пару - молодых супругов Свиридовых (если мне не изменяет память на фамилию), больших специалистов танцевального искусства, которые согласились обу­ чать нас непростым танцам. В результате через некоторое время был полный успех: на институтских вечерах мы танцевали вальс-гавот, вальс-зефир, полонез, польку, «молдаванеску», фокстрот и еще несколько красивых танцев. Танцевали под «Брызги шампанского», «Рио-Риту», «Я возвращаю Ваш портрет», «Лунную рапсодию»... На такие вечера обязательно при­ ходили наши преподаватели, которые были нашими зрителями и критиками. - Больше улыбки, Нина, ты не на собрании, - слышалось от одного из них. Нередко эти вечерние занятия продолжались до полуночи, и очень часто Всево­ лод Васильевич покидал свой кабинет вместе с нами. Много внимания уделялось в институте развитию общественной активности студентов. Директор и партийная организация всячески поддерживали тех, кто прини­ мал активное участие в общественной работе, поднимали авторитет общественников. Всеволод Васильевич придавал большое значение качеству проводимых мероприятий, но также и форме. Если собрание торжественное, по случаю государственных праздни­ ков или юбилеев, обстановка должна быть неординарной, праздничной, с соответст­ вующей случаю символикой, атрибутикой. Директор не одобрял, если заседание комитета комсомола или профкома прохо­ дило где-нибудь в уголке, в закутке (институт ведь жил в очень стеснённых условиях). И комитету комсомола, и профсоюзному комитету для проведения рабочих заседаний предоставлял свой кабинет, а место секретаря комсомольской организации или предсе­ дателя профкома было за столом директора института. Считал, что авторитет организа­ ции во многом зависит от того, в какой обстановке проходит работа актива этой орга­ низации. Сейфы с документами общественных организаций тоже находились в кабинете Всеволода Васильевича. Особое значение придавалось проведению демонстрации 7 но­ ября и 1мая. Задолго начиналась работа по оформлению колонны, составлялись план и эскиз колонны. Но самая большая сложность была в том, чтобы явка студентов на де­ монстрацию была 100% или хотя бы близкой к этому. Дело в том, что студентов в то время было всего около 200 человек, среди них были иногородние, которым на празд­ ники хотелось уехать домой. В деле обеспечения явки на демонстрацию больше всего доставалось общественникам, особенно нам с Родиным Анатолием. Беседовали с каж­ дым студентом, Всеволод Васильевич также вникал во все детали подготовки. Кому-то из студентов он давал возможность уехать домой, но чаще иногородним предоставлял­ ся небольшой отпуск после демонстрации. Остальные, естественно, должны были безо­ говорочно участвовать в демонстрации. И надо было видеть довольное лицо Всеволода Васильевича, его гордо вскинутую голову, когда он проходил во главе колонны МГУИ. По обе стороны от него мы с Родиным Анатолием, секретарь парторганизации Фокеев Леонид Михайлович, заместители директора, далее - преподаватели и студен­ ты. Подходя к трибуне, Всеволод Васильевич покидал колонну, поднимался на трибуну (как член горкома партии), а колонна продолжала шествие дальше. Но главной задачей коллектива преподавателей, и в первую очередь директора института, была всесторонняя подготовка студентов к работе в школе. На первый взгляд такая задача кажется мало выполнимой, чтобы за 2 года подготовить полноцен­ ного учителя (для работы в 5-7 классах, а многие сразу после окончания института ра­ 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz