«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.
Вникая, «вгрызаясь» в проблему технологических отношений, Голуб изучал не только педагогические основы, но и философские, психологические и социальные ас пекты. Он широко смотрел на мир, рассматривая любое явление масштабно, всесторонне. Он утверждал, что мир, окружающий нас, многогранный, многоликий, много уровневый, красочный. Вторгаться в этот мир, не зная его законов, преступно, это рав нозначно рубить сук, на котором сидит сам человек. Его долго не понимали. Возражали. Намекали: - Мы знаем производственные отношения, т.е. отношения между людьми в про цессе производства и распределения материальных и духовных благ. Об этом Маркс писал! Вы хотите быть умнее Маркса? - Я, - возражал он, - не ставлю под сомнение гений Маркса. Но у меня совер шенно другой подход. Я ставлю и рассматриваю проблему взаимоотношения людей с природой как первичной, так и вторичной; их влияние друг на друга и, если хотите, го товность людей, естественно, с младых ногтей, к такому взаимодействию. Нельзя от рывать человека от природы, а природу от человека. Это единое целое. В этом суть мо ей проблемы. - Что такое технология? - задавался вопросом Голуб, ещё будучи молодым учё ным. В переводе с греческого - это искусство, это наука о мастерстве, умении, наука о совокупности методов обработки, изготовления, а также об изменении состояния, свой ства и формы сырья. А это всё происходит в процессе производства продукции; в этом процессе участвуют человек и природа. И проблема взаимоотношений человека с при родой выходит за рамки политехнических знаний. Поэтому политехническое образова ние должно перерасти естественным путём в технологическое. Этим должна занимать ся, прежде всего, педагогика. А задача технологии как науки заключается в выявлении физических, химиче ских, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов, ко торые бы не нарушали единство, вернее триединство: Природа - Человек - Общество. И - Машина как продукт человека. Но всему этому, по мнению Бориса Алексеевича, надо учить детей с младых ногтей, чтобы с детства человек понимал, что он как составляющая часть природы должен, вмешиваясь в природные процессы, приспосабливая их к своим нуждам, не нарушать баланс природных сил и, создавая вторичную природу, не навредить ни себе, ни природе; значит, нужно воспитывать технологические отношения человека с приро дой. Прививать, воспитывать технологическую культуру с детства, чтобы она, эта культура, эта философия технологических отношений, со временем превратилась, вы разилась, отобразилась, воплотилась, проявилась на генном уровне как элемент, причём основной элемент генофонда. А это уже забота не только педагогики, но и философии, и всей совокупности технических наук. - Мы должны, - убеждал Борис Алексеевич, - чётко знать, представлять, а что же мы хотим? И знать - что же в итоге нашего взаимодействия с Природой получится? Достигнем ли мы желаемого, не навредив Природе? Не рубим ли мы собственный сук? Короче говоря: и сено должно быть целым, и овцы сыты. Не достижимо? Как знать. Не вторгаться в Природу мы не можем - наши потребности растут, их не остановить ни чем, никакими запретами - ни пулемётами, ни кандалами. Но Природа не бесконечна. Вот тут и нужно в человеке воспитывать технологические отношения, которые вклю чают в себя и удовлетворение потребности человека в пище и комфорте, и целостность Природы. А поскольку мы педагоги, то для нас это проблема педагогическая. Воспи 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz