«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

нально функционированного на высоком уровне коллектива. Это же отмечали и его коллеги по кафедре. Вот что, к примеру, сказал доцент Е.П. Сивков на заседании ка­ федры 15 марта 1993 года, когда обсуждали вопрос о представлении Б.А. Голуба к зва­ нию профессора. «Считаю, что нужно просить Совет института рекомендовать Б.А. Голуба к при­ своению звания профессора. Его все хорошо знают. Он многое сделал для совершенст­ вования работы кафедры, сумел сплотить людей, привлечь их к делу. Под его руково­ дством многие начали и завершили исследовательскую работу, в том числе и Валерий Эдуардович Черник». До приезда Б.А. Голуба в Мурманск кафедра педагогики МГПУ не занимала достойного места в институте. Раздираемая внутренними противоречиями, не имея ав­ торитетного руководителя, она, кафедра, естественно, не могла выполнять в полной мере свое предназначение. Борис Алексеевич, обладая несомненным организаторским талантом, имея солидный опыт работы в Хабаровском пединституте - вузе первой ка­ тегории, в короткий срок сплотил коллектив кафедры, направил в созидательное русло дерзновения и азарт молодых, вдохнул веру в опытных, и вскоре кафедра заняла в ин­ ституте свое законное и необходимое место. Я заметил такую особенность. Во времена когда Борис Алексеевич возглавлял кафедру педагогики, в МГПУ велись научные споры, дискуссии, порой весьма интен­ сивные и напряженные, о роли, месте и - главное - о смысле педагогики, но стоило ему уйти в старшие научные сотрудники и стать во главе кафедры другому ученому, не ме­ нее титулованному, как эти споры как-то сами по себе утихли, сошли на нет. То ли все проблемы педагогики сразу вдруг решились сами по себе, и советская педагогика на время превратилась из «бездетной» (по определению некоторых оппонентов) в «много­ детную» - не берусь судить, но факт остается фактом. И - парадокс! - Голуб возвращается из СНС, защищает докторскую, вновь воз­ главляет кафедру, и споры о проблемах общей педагогики, ее предначертании, роли в обучении и воспитании поколений возобновляются. Это ли не признание талантливо­ сти его?! Борис Алексеевич не носил в себе заряд конфликтности - отнюдь! Он был не конфликтным, а конструктивным, носил в себе заряд активной деятельности, был (к сожалению, был) носителем идей, хотел претворить идеи, мучившие его, не дававшие ему покоя, в действие, в результат. Естественно, это не всем нравилось. Обращусь снова к заседанию кафедры от 15 марта 1993 года. Но сначала - небольшая преамбула. Борис Алексеевич защитил докторскую диссертацию в мае 1990 года, а присудили ему учёную степень доктора пе­ дагогических наук (кстати, он - первый доктор педнаук, защитившийся будучи доцен­ том нашего славного вуза) только 15 ноября 1991 года. Ох, как долго тянулось время! Но вопрос о присвоении ему звания профессора вынесли на обсуждение кафедры ещё почти через полтора года. И то - нехотя, что называется, со скрипом. Не любило то­ гдашнее руководство нашего вуза в лице проректора по науке докторов наук и профес­ соров. Видимо, потому, что Сам он, проректор по науке, ходил не один десяток лет в доцентах. Вот и «сушил» таланты в вверенном ему вузе. Как мог, оттягивал избрание Б.А. Голуба на должность профессора, как всегда подключая других. И последняя «уловка»: Б.А. Голуб не дал обязательной публичной, т.е. открытой лекции. Хотя эта формальность не является юридической нормой. Тем более требовать открытую лек­ цию от человека, в то время находящегося в больнице, цинично, аморально. Но ученик и преемник Бориса Алексеевича на посту зав. кафедрой требовал проведения этой са­ мой пресловутой лекции. По настоянию Галины Николаевны Бросалиной, умного, гра­ мотного, честного педагога, состоялось голосование. Итоги его повергли Бориса Алек­ 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz