«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

са» с теми, кто проявлял к учебе особый интерес. На перерыве с филологами-юношами в «курилке» пускался в излюбленные рассуждения о Шолохове, Солженицыне, Брод­ ском... Особенно ценил поэзию Сергея Есенина! Огромное внимание уделял студентам-заочникам. Возился с выпускными кур­ сами не на страх, а на совесть. Недолюбливал современных постмодернистов. Но упор­ но пробивался к ним - их видению мира. Всегда был в курсе литературных и журналь­ ных новинок. Такое профессиональное поведение невольно воспитывало и коллег, и студен­ тов. Молодежь искренне любила Альберта Сергеевича! Иногда лукаво пользовались его главной человеческой слабостью - добротой. Дело в том, что Смирнов всегда из­ лишне подробно объяснял студенту на курсовом экзамене то, чего студент на самом-то деле не знал, а, по его мнению, якобы «просто не усвоил вовремя». Говорил долго, ув­ леченно! В итоге произносил свое коронное, смирновское: «Вы поняли?» Экзаменую­ щийся радостно кивал головой! Еще бы не понять?! Альберт Сергеевич делал несколь­ ко нервных папиросных затяжек, с сомнением крутил своей большой умной головой и твердо ставил в зачетку... «четверку»! «Сам себе оценку выставляет!» - шутили из года в год наблюдающие эту картину коллеги. Но Смирнов отстаивал лодыря: «Девочка знает! Она только забыла кое-какие подробности. Я ей напомнил. Правда, ведь?» Природная интеллигентность не позволяла ему обижать людей, подозревать их в нечестности. Он верил в лучшие качества в человеке. И в этом смысле был самым на­ стоящим гуманистом. Очень многим А.С. Смирнов помогал найти себя в профессии. Он внимательно относился к молодежи кафедры. Заботился о пополнении кафедральных рядов. Угова­ ривал особо одаренных выпускников поступать в столичную аспирантуру. В свое время именно Альберт Сергеевич, будучи заведующим кафедрой, опре­ делил и мою научную судьбу. Пригласил работать в институт, доверил чтение сложных курсов, сориентировал в выборе основной специальности - отечественная литература XX века. В дальнейшем мы стали коллегами. По очереди читали одни и те же курсы. Не скрою, между нами порой возникали серьезные дискуссии. Темперамента ни мне, ни Альберту Сергеевичу было не занимать! Он упрекал меня в том, что я часто «заиг­ рываю с модными течениями», я же не щадила его «отжившие свое вкусы». По част­ ным вопросам мы могли спорить до хрипоты, но я всегда была уверена, что между на­ ми не возникнет сомнительной конкуренции, пустого соперничества. Мы учились друг у друга, обменивались наработанным опытом. Вспоминаются защиты дипломов на на­ шей кафедре. Они нередко превращались в своего рода профессиональный праздник. Удачно защищенная работа свидетельствует о качестве преподавания. Неудача - тре­ вожный симптом для педагога. Альберт Сергеевич трепетно относился и к своим подо­ печным, и к тем, чьи работы рецензировал. Защищал в дипломах творческое начало, умел оценить работу своих коллег - руководителей, писал добросовестные отзывы, от «а» до «я» зачитывал их на защите. Скажу откровенно, когда я думаю о том, что не бу­ дет у нас на кафедре больше вот таких ГОСов со Смирновым, мне становится особенно горько. И в профессиональном, и чисто в человеческом смысле. Может сложиться ложное впечатление, что он только работал, работал и рабо­ тал... Да, профессия была для Смирнова на первом месте. Но чисто человеческие каче­ ства Альберта Сергеевича буквально пленяли. Смирнов был Личностью. Своеобразной. Запоминающейся. За внешней замкнутостью - чуткость и душевность настоящего рус­ ского интеллигента. Альберта Сергеевича отличало только ему одному присущее пара­ доксальное чувство юмора. Он умел оценить женское обаяние, его редкие - под хоро­ шее весеннее настроение! - комплименты запоминались. Прекрасный семьянин. Муж. Отец. Дед. Долгое время никто на кафедре не догадывался о том, что его сын служит 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz