«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

но исследовал все «детальки» словесного изображения, поражал начитанностью, осве­ домленностью в вопросах теории. Терпеть не мог разглагольствований «вокруг да око­ ло» текста! Презрительно называл это «верхоглядством», «ни на чем не обоснованными фантазиями», «откровенной, простите, чепухой». Иногда это даже обижало. А как же эмоции, интуиция? И только с годами я по-настоящему поняла его позицию: как уче- ный-филолог, Смирнов искал объективные критерии оценки литературного творчества. И видел их в поэтике произведения. Пытался в самом языке, художественных аллего­ риях, образах-символах отыскать ключ к творческой индивидуальности писателя. Од­ ним из первых на кафедре обратился к методу целостного анализа текста, в единстве формы и содержания усматривая высшее писательское мастерство. Конечно, Альберт Сергеевич мог бы всецело посвятить себя науке, писать док­ торскую, работать над солидными монографиями. Однако этого не случилось. Вчераш­ него столичного аспиранта «затянула» административная деятельность, увлекло чтение лекционных курсов в студенческой аудитории. Да и семья надолго не отпускала в большое научное плавание. Его научный багаж не так велик, но изданные за годы педагогической деятель­ ности статьи и пособия привлекают внимание серьезных филологов. Самыми значи­ тельными публикациями являются 2 книги, изданные в нашем университете. Первая, вышедшая в 1997 году, называется «Формы художественного обобщения в отечествен­ ной реалистической прозе 1970-1990-х годов». Вторая - «Проза 1990-х годов о Вели­ кой Отечественной войне» —появилась в юбилейном мае 2005 г. Речь в ней идет о твор­ честве писателей-фронтовиков: Астафьева, Бакланова, Быкова, Владимова. Подбор авторов показателен. При всей тяге к объективности суждений о литера­ туре Смирнов работал над теми авторами, которые оказывались ему душевно близки­ ми, в чем-то сокровенно родственными. Любимейшим писателем в 70-е годы был для него Юрий Бондарев. Студенты «Берег», помнится, только что наизусть не выучивали: преподаватель без устали разбирал каждый символ, каждую удачную метафору книги. Не раз пародировали мы увлеченного «береголюба» в «капустниках». Он только голо­ вой крутил и тотчас за сигарету хватался. Постепенно тема войны стала главной в исследованиях Альберта Сергеевича. Он выделял в ней не только поэтический, но и морально-нравственный аспект: как в ужасных условиях фронтового ада остаться добрым, верящим в лучшие качества души человеком? Исследователь ценил умение писателей пойти на риск, высказывая нелице­ приятную «горькую», «окопную правду» о войне. Сам Смирнов не воевал. Даже в армии не служил: зрение подвело. Но происхо­ дил из семьи военного. Рассказывал,что в детстве и юности «помотался» с родителями по гарнизонам. Гарнизонную жизнь любил. Умел восхищаться особенной «казармен­ ной» эстетикой, строем солдат на плацу, строгостью офицерской формы. В нем была военная жилка! Предельная исполнительность, подтянутость, выносливость. На работе, если была служебная необходимость, мог «дневать и ночевать». Экзамены, лекции, ди­ пломники, приемные и выпускные кампании... «Исключительно надежный работник!» - ценило его начальство. Как педагог Альберт Сергеевич был по-своему уникален. Из тех, кто невольно воспитывает студенчество своим личным примером. Судите сами. Его влияние склады­ валось исподволь, по мелочам. За все долгие годы работы на ИФФ он ни разу не опо­ здал на лекцию. Прибегал за пять минут! Обязательно перекуривал перед звонком. И, трудно расставаясь с сигаретой, стоя в дверном проеме аудитории, «успокаивал» сту­ дентов: «Я здесь. Лекция будет! Все нормально. Вот докурю... А, нет, звонок уже! Бро­ саю! Иду-иду!» Приходил на лекцию точно в срок, а уходил с занятий порой значи­ тельно позже отведенного расписанием времени. Пытался «докопаться до сути вопро­ 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz