«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

JI.IL Иванова «ВСЕ ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ...» (Памяти А.С. Смирнова) Альберт Сергеевич Смирнов (08.05.1937-28.11.2005). Родился в семье военного на Дальнем Востоке. Окончил отделение русского языка и литературы ИФФ Уссурий­ ского педагогического института. В 1974 г. после защиты диссертации в Московском университете им. Ломоносова по распределению приехал в Мурманск. Десять лет заве­ довал кафедрой литературы МГПИ. Автор статей и пособий по проблемам советской литературы. Заслуженный работник Высшей школы. Когда я думаю об Альберте Сергеевиче Смирнове, мне всегда вспоминается фильм. «Все остается людям». Помните? В нем главную роль играет Николай Черка­ сов. В финале его герой - инженер - спорит со священнослужителем о смысле челове­ ческой жизни. Для чего живет человек? Священник уверен: для Бога! Персонаж Чер­ касова убежден: для людей! «Все остается людям!» - задумчиво и твердо говорит он. «Все остается лю­ дям! Плохое и хорошее... Все остается людям. И в этом его —человека - забвение или бессмертие». На кафедру литературы Мурманского пединститута Альберт Сергеевич Смир­ нов пришел в 1974 году. И сразу стал заведующим! Сменил на этом посту Игоря Алек­ сандровича Дубовицкого - самобытного столичного ученого, так и не нашедшего с Се­ вером общего языка. Сам Смирнов на Мурманск поглядывал весьма настороженно. Справится ли с «фокусами» полярной погоды? Но долг и любопытство взяли верх. Ри­ скнул остаться! Потом, кстати) не раз жалел об этом решении, так как ни долгая зимняя ночь, ни круглосуточное летнее солнышко энтузиазма и здоровья ему, уроженцу Даль­ него Востока, не прибавляли. Поначалу поселился с семьей - женой Галиной, медицин­ ским работником, и маленьким Алешкой - в институтском общежитии на Коммуне, 9. Всегда с радостью вспоминал это «коммунальное лихолетье»: жили небогато, но весе­ ло. Много спорили о литературе, истории... Спорщиком и собеседником Альберт Сергеевич всегда был отменным. Умел «завести» собеседника! Свою точку зрения отстаивал до конца, аргументированно, об­ стоятельно, дотошно. Так и лекции читал. Тут уж комар носа не подточит! Выпускник Уссурийского педагогического института, а после - аспирантуры Московского универ­ ситета им. М.В. Ломоносова, он имел замечательную научную школу. Помню, с каким нескрываемым изумлением мы - студенты последнего курса - слушали его лекции по «Теории литературы» и «Современной отечественной прозе». Скажу честно, многое было для нас в ту пору темно и непонятно. Слишком сложной казалась терминология, пугал чисто теоретический склад мышления нового преподавателя. Молодой 35-летний доцент на вид казался суровым и неприступным. За годы он, впрочем, мало изменился внешне. Среднего роста, коренастый. Особенно выразительна большая, чуть по- мальчишески вихрастая голова. Массивные очки - отчаянно близорук с детства. Дви­ жения быстрые, резкие, угловатые. Навсегда запомнилось, как Альберт Сергеевич, чи­ тая лекцию, широкими шагами мерял аудиторию: от окна к двери, от двери - к окну. На ходу говорил, выразительно жестикулируя руками и не глядя при этом на аудиторию, как будто сам себе увлеченно доказывает трудную «литературную» теорему. Влюбить­ ся в него как-то не приходило в голову - уж больно серьезен. Но настоящую хватку мужского интеллекта мы, девчонки, почувствовали и оценили сразу. На занятиях моло­ дой доцент настаивал на «подробнейшем анализе художественного текста», доскональ­ 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz