«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

ционную работу и получил ученую степень кандидата исторических наук1. За плечами была хорошая школа, знания, первые успехи, в планах - продолжение научной дея­ тельности, самостоятельные исследования,. докторская диссертация, конференции, кни­ ги. К сожалению, на кафедре всеобщей истории Казанского ГУ в тот период не было вакансий, и, следовательно, возможности профессионального роста были весьма огра­ ниченными. Кроме того, Геннадий Васильевич был женат, а перспективы получения молодой семьей жилья в Казани оказались смутными. В этих условиях для самостоя­ тельной научной и преподавательской деятельности, для решения житейских проблем следовало переезжать в другой город и приступать к работе в другом вузе. Г.В. прини­ мает решение переехать в Мурманск, где требовался преподаватель на кафедру истории. В Мурманском государственном педагогическом институте Г.В. работал с де­ кабря 1969 года на должности старшего преподавателя2. В МГПИ он читал лекции по новой и новейшей истории стран Европы и Америки, по зарубежной Историографии, вел спецкурсы и спецсеминары по проблемам современной мировой истории. Атласов отлично знал свой предмет, лекции его были не только содержательными, но и часто очень живыми, ибо Геннадий Васильевич разнообразил их яркими деталями и приме­ рами. Сам он с немалой гордостью говорил, что многие события Второй мировой вой­ ны знает не по годам или месяцам, а по дням и даже часам. Кроме того, особый коло­ рит лекциям придавали неповторимая личность Геннадия Васильевича и совершенно своеобразная манера чтения лекций и общения со студентами. Г.В. Атласов отлично знал не только свой период истории, но также увлекался античностью и историей Рос­ сии, читал новые исследования по истории древней Греции и Рима, регулярно перечи­ тывал сочинения древних и средневековых авторов. Исключение составляли занятия по современной истории стран «социалистического лагеря», как тогда принято было пи­ сать и говорить. Почему-то, кстати, никому из партийных идеологов не приходило в голову, что официальное словосочетание «социалистический лагерь» вызывает самые недобрые ассоциации в советском обществе, прошедшем жестокую лагерную «школу». Геннадий Васильевич проводил их без заметного интереса и энтузиазма, с трудно скры­ ваемой скукой на лице и в голосе. Это отношение преподавателя прекрасно чувствова­ ли студенты, в немалой степени разделявшие такое настроение. Начальный период работы Г.В. Атласова в МГПИ ознаменовался высокой твор­ ческой, в частности научной, активностью. Важным фактором явилось то, что на ка­ федре истории и в институте он попал в обстановку творческого поиска и динамичного развития. Эта особая атмосфера поддерживалась и культивировалась на протяжении многих лет руководителем кафедры, большим ученым А.А. Киселевым и ее ведущим исследователем и преподавателем, профессором И.Ф. Ушаковым. Основатели мурман­ ской краеведческой исторической школы в то время активно трудились над своими докторскими диссертациями и монографиями, активно изучали архивы, издавали учеб­ ники и публиковали многочисленные статьи. Замечательной чертой А.А. Киселева и И.Ф. Ушакова, как всех истинно боль­ ших ученых и достойных людей, были благожелательность и стремление поддерживать коллег, особенно молодых ученых, оказывать всяческую помощь в развитии их творче­ ского потенциала. В те годы, при А.А. Киселеве, на кафедре истории не было случая, как, увы, это наблюдалось позже, чтобы заведующий тормозил научный и профессио­ нальный рост своих подчиненных, не пускал их в докторантуру или аспирантуру, пре­ пятствовал выездам на научные семинары и конференции. Ректор МГПИ, в те годы Э.Д. Лявданский, коренной ленинградец и настоящий интеллигент, также активно под­ 1 Архив МГПУ. - Д. 987. - Л. 6. 2Там же.-Л. 1,46-47. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz