«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.
весьма высоком уровне преподавание античной истории и древних языков. Молодежь - студенты и аспиранты - проходила хорошую научную школу, участвовала в конферен циях, в заседаниях научного кружка, который получил необычное название - «Антич ный понедельник». А.С. Шофман особенно плодотворно занимался исследованием ис тории античной Македонии, военной и государственной деятельности Александра Ма кедонского, уделял большое внимание изучению отечественной и зарубежной историо графии, считая это направление весьма перспективным1. По этой последней причине многие ученики А.С. Шофмана подготавливали кандидатские диссертации именно по зарубежной историографии. Уже в годы обучения в университете Г.В. принимал участие в работе СНО (сту денческого научного общества), продемонстрировал явные способности к научной ра боте, написал основательное дипломное исследование, посвященное трудам француз ского антиковеда Поля Клоше, которое блестяще защитил на французском языке. В ха рактеристике, данной кафедрой всеобщей истории Казанского ГУ, говорилось, что «Г.В. Атласова отличает огромная работоспособность и целеустремленность, научная добросовестность и трудолюбие»2. По этим причинам Геннадий Васильевич был при глашен в аспирантуру и стал одним из учеников А.С. Шофмана. С рядом других учеников А.С. Шофмана Геннадия Васильевича связывали ис кренние дружеские отношения, в частности, с Владимиром Даниловичем Жигуниным - славным и достойным человеком, крупным ученым, успешно заведовавшим кафедрой всеобщей истории Казанского ГУ после А.С. Шофмана и, к великому сожалению кол лег и учеников, безвременно ушедшим из жизни в 2001 году3. Кандидатская диссертация Г.В. Атласова называлась «Проблемы античной Ма кедонии в современной французской буржуазной историографии». Тема была выбрана далеко не случайно: прежде всего, историю Македонии исследовал научный руководи тель Г.В. А.С. Шофман. Кроме того, французская научная школа в лице таких ученых, как Н.Д. Фюстель де Куланж, П. Жуге, П. Клоше, П. Левек, Ж. До, М. Олло, Эд. Виль и многих других, действительно внесла значительный вклад в изучение античной исто рии вообще и, в частности, истории Македонии. Наконец, эта тема не была исследована ни в отечественной, ни в зарубежной науке. Диссертационная работа Геннадия Васильевича была построена на основе само стоятельного изучения работ французских ученых, их методологии и методике иссле дования, а также полученных основных выводов. Кандидатская диссертация Г.В. Атла сова носила вполне творческий характер, имела определенную научную ценность и ха рактеризовала его как вполне сложившегося ученого. В данном направлении - в изуче нии французской историографии античности - он явился в нашей стране одним из пер вопроходцев. Молодой ученый обратил на себя внимание уже в период обучения в аспиранту ре и был приглашен на кафедру преподавать студентам новую и новейшую историю стран Западной Европы и Америки . В 1968 году Г.В. успешно защитил свою диссерта 1Научное наследие А.С. Шофмана весьма велико. Укажем лишь наиболее значимые труды: Шофман А.С. Изучение античной истории...; Он же. История античной Македонии. - Казань, 1960-1963. - Ч. 1-2; Он же. Армия и военные преобразования Александра Македонского // Вестник древней истории. - 1972. - № 1; Он же. Восточная политика Александра Македон ского. - Казань, 1976; Он же. Федор Герасимович Мищенко. - Казань. 1974; Он же. Распад империи Александра Македонского. - Казань, 1984. 2Архив МГПУ. - Д. 987. - Л. 7. 3Жигунин В.Д. Международные отношения эллинистических государств в 280-220 гг. до н.э. - Казань, 1980. 4Архив МГПУ. - Д. 987. - Л. 7. 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz