«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.
вопросы1. Все это, по мнению Романова, предопределило складывание общества, осно ванного «на страхе и насилии» в 20-30-е годы. Критически был настроен JI.M. Романов по отношению к современной (на нача ло 90-х годов) действительности, к тому экономическому курсу, который был выбран правительством еще в конце 1991 года. Нет, убежденным коммунистом Леонид Ми хайлович не был, отдавая себе отчет в том, что возвращения к прошлому быть уже не может. История сделала свой поворот. Но и не видел и будущего для страны при со хранении у власти политической команды Б.Н. Ельцина. В обстановке антикоммуни стической истерии, нагнетаемой некоторыми СМИ, историк твердо стоял на своем мне нии, что позитивные изменения в стране могут произойти только в том случае, если к власти придут новые, не связанные с «ельцинским режимом» политические силы. Та ковыми, с точки зрения JI.M. Романова, на то время были только коммунисты. Невозможно сказать, как воспринял победу Ельцина на президентских выборах Леонид Михайлович. 8 августа в Пензе, у родителей, его не стало. Историк умер от раз рыва сердца. Спустя месяц в областной газете «Полярная Правда» появилось 2 некролога, один из которых был написан от имени коллег покойного историка, а второй от имени студентов. В последнем из названых были, в том числе, и такие слова благодарности за те уроки истории (в самом высоком смысле слова), которые преподал своим студентам Леонид Михайлович: «На его занятиях мы учились не истории ради истории, а истории ради того, чтобы мы могли разбираться и ориентироваться в жизни. На семинарах мы не пересказывали материал, а учились искать причинно-следственную связь, искать от веты на непростые вопросы современности». И еще: «Мы считаем, что нам необыкно венно повезло, что жизнь свела нас с таким Человеком и Учителем. Его сейчас нет с нами, но в наших сердцах он останется навсегда»2. За этими простыми словами слышится неподдельная грречь утраты, чувство «разорванной нити», соединявшей некогда Учителя и его многочисленных учеников- студентов. Оглядываясь в прошлое, отчетливее понимаешь, что с уходом таких людей исче зает и определенный тип историка, связавшего некогда свой научный путь с интереса ми государственной (партийной) идеологии. Те единицы из этой «когорты» историков партии, кто смог осознать оторванность своих занятий от подлинных задач и интересов науки, встали на новый, очень трудный путь исследовательской саморефлексии, поиска своего места в новом историографическом ландшафте. Трудность этого пути тем оче виднее, что историк, отправившийся по нему, не может быть уверен в успешном исходе путешествия, обретении своего нового творческого «Я». Значит, и желание отправиться в этот путь может быть присуще только тем, для кого история не способ делать карье ру, а подлинный смысл жизни. Думаю, таким человеком был и мурманский историк Леонид Михайлович Романов. Список научных работ Л.М. Романова 1971 г. • Летопись пионерской организации Заполярья. Мурманск. 1972 г. • Комсомол Заполярья в цифрах и фактах. Мурманск. 1Романов Л.М. Влияние насилия на сознание народных масс в период Великой Октябрьской социалистической революции // Проблемы духовного обновления общества: Материалы научно-практической конференции вг. Мурманске 17-18января 1991 года.-М., 1991.-С . 149. 2Полярная Правда. —1996. - 13 сентября. -№ 177. 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz