«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

Этому же качеству (проблемности) Романов пытался следовать и в преподава­ тельской работе. Обращаясь к этой стороне личности покойного историка, мне бы хо­ телось немного выступить не только в качестве исследователя, но и в качестве очевид­ ца. Те, кто прошел школу (пишу без всяких кавычек, т.к. это действительно была школа исследовательского мастерства) семинарских занятий Леонида Михайловича, прекрас­ но помнят, что особое место в их ряду занимали семинары-дискуссии. Как правило, Л.М. Романов загодя давал студентам темы для подготовки к занятию, которые отра­ жали ключевые моменты в истории России XX столетия. Это могла быть проблема Уч­ редительного собрания, коллективизации и даже суда над Сталиным. Занятие проходи­ ло в игровой форме, требующей от группы участников отстаивать различные, диамет­ рально противоположные друг другу, точки зрения1. Игровая форма скрывала под со­ бой вполне серьезное содержание. Как мне кажется, главной задачей, которую решало такое занятие, было стремление преподавателя научить студентов думать и рассуждать самостоятельно. «Служение» историко-партийной «музе» не оставляло за исследователем права на свободное, независимое суждение. Вторая половина 80-х гг. внесла свои коррективы в это, казалось бы, незыблемое правило. С наибольшей готовностью переосмысливать ценности прошлых лет принялось молодое поколение историков партии, к числу кото­ рых принадлежал и Леонид Михайлович. Этому способствовала и общая атмосфера эпохи гласности, допускавшая, первоначально в дозированном объеме, свободу на соб­ ственное мнение. В ноябре 1987 года Л.М. Романов принял участие в работе семинара «Историче­ ский опыт КПСС в свете 70-летия Великой Октябрьской Социалистической револю­ ции», проходившего в Москве. Своими впечатлениями от увиденного историк делился с товарищами по кафедре в декабре того же 1987 года. Общий лейтмотив выступления Романова во многом был созвучен духу самой эпохи гласности: критикуя определен­ ные перегибы в политике партии, он все же не ставил под сомнение жизнеспособность самой советской системы, за которой признавался еще значительный потенциал. Сам историк писал: «До последнего времени главенствовал догматический подход. Во мно­ гих исторических исследованиях существовало бесконфликтное отношение к истории КПСС и государства. Традиционной стала схема - все, дескать, хорошо, исследования носили описательный характер. Отсутствовала критика... История КПСС сводилась к истории принятия партийных документов»2. Вспомним, что еще за 10 лет до поездки на московский семинар Л.М. Романов мотивировал свое желание изменить тему предпо­ лагаемой монографии как раз наличием только партийных резолюций. Думаю, что по­ требность в свободном творчестве у историка появилась задолго до «эры Горбачева». Кстати сказать, примерно в это же время (1988-1989 годы) Леонид Михайлович начинает осваивать на семинарских занятиях и «игровые» методы обучения студентов. Те самые семинары-дискуссии, которые стали памятны не одному поколению студен­ тов Мурманского пединститута. Обращаясь к этой форме проведения учебных занятий, историк стремился не только заставить студентов думать, но и совместно с ними искать новые подходы в осмыслении советского прошлого. По признанию самого Романова, «современный политический плюрализм, разнообразие (порой полярных) точек зрения, присутствующих в историческом сознании и исторической литературе, позволяют по ходу учебных занятий сталкивать различные позиции, вызывать споры, активное обсу­ 1Опытом проведения подобного рода занятий JI.M. Романов поделился в специальной статье: Романов Л.М. Ситуационные игры в курсе отечественной истории // Инновационные методы в вузе. - Мурманск, 1993.-С . 168-172. 2ГАМО. - Ф. 948. - On. 1. - Д. 947. - Л. 57. 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz