«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.
Этому же качеству (проблемности) Романов пытался следовать и в преподава тельской работе. Обращаясь к этой стороне личности покойного историка, мне бы хо телось немного выступить не только в качестве исследователя, но и в качестве очевид ца. Те, кто прошел школу (пишу без всяких кавычек, т.к. это действительно была школа исследовательского мастерства) семинарских занятий Леонида Михайловича, прекрас но помнят, что особое место в их ряду занимали семинары-дискуссии. Как правило, Л.М. Романов загодя давал студентам темы для подготовки к занятию, которые отра жали ключевые моменты в истории России XX столетия. Это могла быть проблема Уч редительного собрания, коллективизации и даже суда над Сталиным. Занятие проходи ло в игровой форме, требующей от группы участников отстаивать различные, диамет рально противоположные друг другу, точки зрения1. Игровая форма скрывала под со бой вполне серьезное содержание. Как мне кажется, главной задачей, которую решало такое занятие, было стремление преподавателя научить студентов думать и рассуждать самостоятельно. «Служение» историко-партийной «музе» не оставляло за исследователем права на свободное, независимое суждение. Вторая половина 80-х гг. внесла свои коррективы в это, казалось бы, незыблемое правило. С наибольшей готовностью переосмысливать ценности прошлых лет принялось молодое поколение историков партии, к числу кото рых принадлежал и Леонид Михайлович. Этому способствовала и общая атмосфера эпохи гласности, допускавшая, первоначально в дозированном объеме, свободу на соб ственное мнение. В ноябре 1987 года Л.М. Романов принял участие в работе семинара «Историче ский опыт КПСС в свете 70-летия Великой Октябрьской Социалистической револю ции», проходившего в Москве. Своими впечатлениями от увиденного историк делился с товарищами по кафедре в декабре того же 1987 года. Общий лейтмотив выступления Романова во многом был созвучен духу самой эпохи гласности: критикуя определен ные перегибы в политике партии, он все же не ставил под сомнение жизнеспособность самой советской системы, за которой признавался еще значительный потенциал. Сам историк писал: «До последнего времени главенствовал догматический подход. Во мно гих исторических исследованиях существовало бесконфликтное отношение к истории КПСС и государства. Традиционной стала схема - все, дескать, хорошо, исследования носили описательный характер. Отсутствовала критика... История КПСС сводилась к истории принятия партийных документов»2. Вспомним, что еще за 10 лет до поездки на московский семинар Л.М. Романов мотивировал свое желание изменить тему предпо лагаемой монографии как раз наличием только партийных резолюций. Думаю, что по требность в свободном творчестве у историка появилась задолго до «эры Горбачева». Кстати сказать, примерно в это же время (1988-1989 годы) Леонид Михайлович начинает осваивать на семинарских занятиях и «игровые» методы обучения студентов. Те самые семинары-дискуссии, которые стали памятны не одному поколению студен тов Мурманского пединститута. Обращаясь к этой форме проведения учебных занятий, историк стремился не только заставить студентов думать, но и совместно с ними искать новые подходы в осмыслении советского прошлого. По признанию самого Романова, «современный политический плюрализм, разнообразие (порой полярных) точек зрения, присутствующих в историческом сознании и исторической литературе, позволяют по ходу учебных занятий сталкивать различные позиции, вызывать споры, активное обсу 1Опытом проведения подобного рода занятий JI.M. Романов поделился в специальной статье: Романов Л.М. Ситуационные игры в курсе отечественной истории // Инновационные методы в вузе. - Мурманск, 1993.-С . 168-172. 2ГАМО. - Ф. 948. - On. 1. - Д. 947. - Л. 57. 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz