«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

структуру была и его преподавательская работа в Вечернем Университете при Мур­ манском областном комитете КПСС1. Внешне жизнь историка проходила той проторенной дорожкой, по которой шли многие другие представители партийной номенклатуры, в том числе и в самом педин­ ституте. Отличала Леонида Михайловича от коллег по бюрократическому цеху одна чер­ та-искренняя заинтересованность в своем деле, как научном, так и преподавательском. «Втянутость» историка в институтскую жизнь, в самом хорошем смысле этого слова, слу­ жила своего рода препятствием для дальнейшего продвижения по партийной лестнице. Общему образцу карьерного продвижения молодого партработника соответст­ вовали не только первые самостоятельные шаги Л.М. Романова в профессиональной сфере, но и его деятельность на ниве науки. Проблематика исследований, и самое глав­ ное их содержательная сторона, вписывались в «методологические» каноны, задавае­ мые историко-партийной наукой. Главная задача, стоявшая перед историками этого на­ правления, от столичных до провинциальных, - раскрытие роли партии в строительстве и развитии советского государства. Тематика научной работы историка в 70-х - начале 80-х годов являлась прямым продолжением того дела, которым он начал заниматься в студенческие годы. Это и ор­ ганизация массово-политической деятельности трудящихся областного комитета ВКП(б) в годы войны, и участие в составлении хроники мурманской областной пар­ тийной организации. Статьи исследователя, и это нельзя не признать, в полной мере вписывались в общепринятые каноны историко-партийной дисциплины. Собственно, самой истории, проблем и трудностей Мурманской области в первые годы войны в работах Романова практически нет. Это утверждение, особенно для современного читателя, может пока­ заться парадоксальным, но это действительно так. Историк партии изучал прошлое в тех же категориях, что были присущи описанию современной ему действительности (допустим, в газетных передовицах о выполненных в промышленности и сельском хо­ зяйстве планах и т.п.). Истории, живой действительности, здесь нет: ее заменяет систе­ ма идеологических образов и клише, скорее представляющих идеальную ситуацию. Сказанное можно проиллюстрировать на примере нескольких публикаций исто­ рика, посвященных организации соцсоревнований на Мурмане в годы войны. Трактов­ ка соцсоревнований, предлагаемая исследователем в ранних публикациях, достаточно проста и не выходит за рамки общепринятого взгляда на это явление в историко­ партийной литературе. В годы войны, согласно Л.М. Романову, партийными органами «соревнования рассматривались... не только как важное средство повышения произво­ дительности труда, но и как эффективная форма коммунистического воспитания тру­ дящихся»2. Ограничиваясь констатацией того факта, что партийное руководство ис­ пользовало соцсоревнования во всех отраслях промышленности - от рыбной до желез­ нодорожной, историк, тем не менее, не пытался найти специфических черт этой формы организации труда. А таковые, конечно же, были, учитывая хотя бы то, что в «руках» партийных органов соревнования стали средством мобилизации трудовых масс в экс­ тремальной для экономики ситуации. В другой работе, специально посвященной проблеме соцсоревнований в годы войны, Л.М. Романов представил развернутую характеристику этого явления, наметив даже классификацию соревнований, в зависимости от тех целей, которые ставила перед ними областная парторганизация. Соревнования, согласно этой классификации, под­ 1Архив МГПУ. - Личное дело Л.М. Романова. - Л. 23. 2Романов Л.М. Массово-политическая деятельность Мурманской партийной организации в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Л., 1973.- С . 17. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz