«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.
структуру была и его преподавательская работа в Вечернем Университете при Мур манском областном комитете КПСС1. Внешне жизнь историка проходила той проторенной дорожкой, по которой шли многие другие представители партийной номенклатуры, в том числе и в самом педин ституте. Отличала Леонида Михайловича от коллег по бюрократическому цеху одна чер та-искренняя заинтересованность в своем деле, как научном, так и преподавательском. «Втянутость» историка в институтскую жизнь, в самом хорошем смысле этого слова, слу жила своего рода препятствием для дальнейшего продвижения по партийной лестнице. Общему образцу карьерного продвижения молодого партработника соответст вовали не только первые самостоятельные шаги Л.М. Романова в профессиональной сфере, но и его деятельность на ниве науки. Проблематика исследований, и самое глав ное их содержательная сторона, вписывались в «методологические» каноны, задавае мые историко-партийной наукой. Главная задача, стоявшая перед историками этого на правления, от столичных до провинциальных, - раскрытие роли партии в строительстве и развитии советского государства. Тематика научной работы историка в 70-х - начале 80-х годов являлась прямым продолжением того дела, которым он начал заниматься в студенческие годы. Это и ор ганизация массово-политической деятельности трудящихся областного комитета ВКП(б) в годы войны, и участие в составлении хроники мурманской областной пар тийной организации. Статьи исследователя, и это нельзя не признать, в полной мере вписывались в общепринятые каноны историко-партийной дисциплины. Собственно, самой истории, проблем и трудностей Мурманской области в первые годы войны в работах Романова практически нет. Это утверждение, особенно для современного читателя, может пока заться парадоксальным, но это действительно так. Историк партии изучал прошлое в тех же категориях, что были присущи описанию современной ему действительности (допустим, в газетных передовицах о выполненных в промышленности и сельском хо зяйстве планах и т.п.). Истории, живой действительности, здесь нет: ее заменяет систе ма идеологических образов и клише, скорее представляющих идеальную ситуацию. Сказанное можно проиллюстрировать на примере нескольких публикаций исто рика, посвященных организации соцсоревнований на Мурмане в годы войны. Трактов ка соцсоревнований, предлагаемая исследователем в ранних публикациях, достаточно проста и не выходит за рамки общепринятого взгляда на это явление в историко партийной литературе. В годы войны, согласно Л.М. Романову, партийными органами «соревнования рассматривались... не только как важное средство повышения произво дительности труда, но и как эффективная форма коммунистического воспитания тру дящихся»2. Ограничиваясь констатацией того факта, что партийное руководство ис пользовало соцсоревнования во всех отраслях промышленности - от рыбной до желез нодорожной, историк, тем не менее, не пытался найти специфических черт этой формы организации труда. А таковые, конечно же, были, учитывая хотя бы то, что в «руках» партийных органов соревнования стали средством мобилизации трудовых масс в экс тремальной для экономики ситуации. В другой работе, специально посвященной проблеме соцсоревнований в годы войны, Л.М. Романов представил развернутую характеристику этого явления, наметив даже классификацию соревнований, в зависимости от тех целей, которые ставила перед ними областная парторганизация. Соревнования, согласно этой классификации, под 1Архив МГПУ. - Личное дело Л.М. Романова. - Л. 23. 2Романов Л.М. Массово-политическая деятельность Мурманской партийной организации в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Л., 1973.- С . 17. 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz