«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.
Леонид Михайлович. Вопрос о выборе будущей профессии скорее всего не стоял перед вчерашним школьником Романовым. Продолжить дело отца он не мог, поскольку по состоянию здоровья был негодным к военной службе. В 1960 году он вновь возвраща ется в Белинский, где поступает в педагогическое училище1. После окончания училища (1964) Л.М. Романов не остается на своей «первой» малой родине, а снова, и на этот раз уже навсегда, переезжает на Мурман. Проработав год в качестве воспитателя в школе- интернате Североморска, он в августе 1965 года поступает на историко-филоло гический факультет Мурманского пединститута. Вхождение в науку для студента Романова началось еще на втором курсе. Гума нитарное образование в те годы предполагало тщательное изучение дисциплин, в той или иной степени связанных с историей и идеологией советского государства. Мурман ский пединститут в этом отношении не был исключением. Наиболее сильный препода вательский состав в начале 60-х годов был представлен на кафедрах истории СССР и марксизма-ленинизма. Досоветский период истории России оставался на долгое время уделом одного ученого - Ивана Федоровича Ушакова. Думаю, что подобная диспро порция в преподавательском составе волей не волей толкала многих студентов в сторо ну изучения советской истории. Уже будучи студентом второго курса, Леонид Михайлович определился с темой своей научной работы. Ею стала проблема роли мурманской парторганизации в управ лении экономикой области в годы Великой Отечественной войны. Тогда же историк определился и с научным руководителем, ставшим для него не просто формальным ли цом, а подлинным учителем. Им был старший преподаватель кафедры марксизма- ленинизма Лев Иванович Львов. Определенным итогом исследования темы стала подготовка дипломной работы, которую, как одну из лучших, в 1969 году представили на Всесоюзный конкурс науч ных работ студентов. Леонид Михайлович попал в число призеров конкурса и был удо стоен призом - поездкой в Великобританию2. Первое приобщение к западному миру навсегда оставило в душе Леонида Михайловича страсть к путешествиям. Спустя годы, уже будучи сотрудником кафедры, Леонид Михайлович практически каждый свой от пуск тратил на ознакомление с той или иной страной (благо, что причастность историка к партийной номенклатуре позволяла столь не доступную для большинства советских граждан роскошь). По окончании вуза в 1969 году Л.М. Романов поступает в заочную аспирантуру ЛГУ, на кафедру истории КПСС. Темой диссертационного исследования историка ста ла все та же проблема, начатая им в студенческие годы: «Массово-политическая дея тельность Мурманской организации ВКП(б) в налаживании экономики области в годы войны». Обучение в заочной аспирантуре давало возможность начать и профессиональ ную деятельность, не выезжая за пределы Мурманска. Тогда же, в 1969 году, Л.М. Ро манов приступил к работе в областном комитете ВЛКСМ, в качестве заместителя сек ретаря по связям с молодежью3. Защита в июне 1974 года кандидатской диссертации открывала перед Романо вым «двери» к преподавательской работе в Мурманском пединституте. Несмотря на то что он вынужден был уйти из номенклатурного ведомства, связь историка с партийны ми инстанциями сохранялась и на новом месте. Так, в пединституте Романов являлся в течение многих лет членом парткома пединститута, ответственного за комсомольскую организацию. Еще одной формой вовлечения историка Романова в бюрократическую 1Архив МГПУ. - Личное дело Л.М. Романова. - Л. 3. 2Ефименко Т. Человек идет в науку // Комсомолец Заполярья. - 1969. - 5 апреля. 3Архив МГПУ. - Личное дело Л.М. Романова. - Л. 3. 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz