«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.
Но наш рассказ не из серии «Очевидное - невероятное». В Рзаеве, ученом и пе дагоге, мне прежде всего интересен человек. Не хочется, чтобы сложилось этакое бла гостное впечатление: студентов жалеет, ошибки прощает, того и гляди - на шею ся дут. .. Человеческое и научное в Рзаеве настолько переплелось, что даже в поступках, кажущихся компромиссами и уступками, у него всегда есть своя логика. Джалал Ахмедович остро переживает проблему компьютеризации обучения. Только бы радоваться: нынешние студенты получили почти безграничный доступ к информации через Интернет. А подспудно возникла устрашающая ситуация: сегодня легко подобрать любую отточенную чужим умом формулировку и целую статью, не надо напрягаться. «Иной раз студент подает мне реферат, и вижу, что ничего не понимает в напи санном, - размышляет Рзаев. - В этом случае не может быть уступок. Принципиальным будешь, пока у тебя самого есть принципы. Для меня едва ли не главным из них таков: знание без понимания - не есть знание». В этой научно-педагогической логике кроется другая, более глубокая и основа тельная. Обязательным условием качества образования Рзаев считает его нравствен ную, этическую обоснованность. «Мне иногда бывает не по себе от мысли, какое страшное оружие нам дано», - делится он. - Образованный нами негодяй, по сравнению с неграмотным, неизмеримое зло принесет. А торжествующий сегодня прагматизм таким людям служит оправдани ем их поступков». С ним не поспоришь. Только вся беда, что нравственность или столь притяга тельная в самом Рзаева доброта - они ведь никакими научными формулами и доказа тельствами не утверждаются в сознании, они вообще, похоже, не там (или не только там) в человеке скрыты. И что делать-то? На этот вопрос Джалал Рзаев тоже отвечает всю жизнь. Или всей своей жизнью. Созданное им учение о холософии - единстве и целостности развития - рассыпается как карточный домик, если изъять из него духовно-нравственную суть, отличающую человека от животного. Потому нет в его трактовке перспективы у широко бытующей пословицы «Человек человеку - волк». «Человек с человеком - одно», - на том стоит ученый и гуманист Джалал Рзаев. 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz